В настоящее время проблема оценки качества профессиональной деятельности работников образовательного учреждения становится все более актуальной, поскольку за создание условий для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов несут ответственность руководители образовательных учреждений. Очевидно, что решение данной проблемы невозможно без разработки инструментария оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ОУ. Итак, во-первых, оценка деятельности учителя может осуществляться в целях создания и поддержания имиджа (статуса) учреждения образования. Очевидно, что уровень профессиональной компетентности учителя во многом определяет качество образовательного процесса школы, а, следовательно, напрямую влияет на её имидж, формирует общественное мнение, определяет место школы на рынке образовательных услуг.
Целью исследования является теоретическое качества профессиональной деятельности учителя и практическая их диагностика.
Объектом исследования является деятельность учителя, а диагностика качества этой деятельности – предметом.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему диагностики по теме «качества профессиональной деятельности учителя»
2. Подобрать диагностический инструментарий для оценки сформированности качеств профессиональной деятельности учителя.
В центре внимания находятся главным образом те профессиональные результаты, профессиональные достижения учителя, которые имеют не только личностную для него значимость, но и напрямую связаны с теми социальными эффектами, которые могут быть получены (или уже имеются) в связи с его профессиональной деятельностью.
К результатам деятельности учителя относят учебные достижения школьников. Очевидно, что по представленным достижениям легко узнать, какие школьные предметы обеспечены качественным преподаванием, что опосредованно позволяет определить уровень профессионализма учителей. Причем речь может идти не только о достижениях учащихся в предметных олимпиадах, но и о любой социально значимой деятельности школьников, получившей общественное одобрение, признание и повлиявшей на изменение образовательной среды школы. По мнению исследователей, «критерий оценки результата профессиональной деятельности учителя – это те признаки, на основании которых устанавливается мера достижения учителем целей своей профессиональной деятельности».
В связи с этим результат деятельности учителя может быть соотнесен с любой его деятельностью, имеющей цели воспитания и обучения детей. К такой деятельности может быть отнесено создание и руководство детскими объединениями, детскими творческими коллективами, внедрение в практику школ опыта различных молодежных волонтерский движений, организация и проведение мероприятий, имеющих значение для развития социокультурной среды поселка, города, региона и т.д.Как правило, данная информация представлена в публичных отчетах, информационных докладах школы. Вместе с тем проведенный анализ данных форм отчетности школ говорит о том, что отбор и предъявление результатов труда учителя чаще всего фокусируется исключительно на предметных олимпиадах и результатах сдачи ЕГЭ. Такое однобокое представление о достижениях школы напрямую связано с недооценкой результатов деятельности педагогического коллектива в целом и отдельного учителя в частности, что порождает практику «поиска признания на стороне», когда учитель, сталкиваясь с игнорированием или недопониманием значимости своей работы, пытается найти поддержку во внешкольной среде. Недальновидность со стороны руководства школы зачастую приводит к оттоку кадров, выхолащиванию творческого потенциала школы, что напрямую влияет на развитие школы как социального института. Во-вторых, процесс оценивания работы учителя является одним из обязательных компонентов в проектировании развития школы, выступает в качестве этапа стратегического планирования. В качестве особенностей данной модели оценки деятельности учителя можно выделить формирование внутришкольного экспертного сообщества, способного определить потенциал каждого учителя, выявить существующие явные и скрытые возможности педагога, определить условия, при которых данные возможности могут быть реализованы, и соотнести возможные результаты деятельности учителя в выявленном направлении с перспективой развития школы как образовательной системы. Очевидно, существует определенная сложность в проведении такого рода оценки.
В результате исследования, нацеленного на выявления инновационного потенциала учителей (Краснов С. И., Каменский Р.Г.), было установлено, что процесс анализа инновационного потенциала учителя связан со значительными усилиями со стороны экспертов, поскольку предусматривает несколько этапов оценки и требует от эксперта компетентности в вопросах развития образовательных систем.
Так, в рамках данного исследования при оценке потенциала педагогов в направлении возможной реализации ими инновационной деятельности было предложено проводить так называемую «гуманитарную экспертизу», которая нацелена на выявление, во-первых, у учителя «инновационных замыслов» [2, с.49], во-вторых, на определение существующих представлений у учителя о путях реализации данных замыслов.
Надо также сказать, что обязательным компонентом такой экспертизы является оценка возможных рисков, изменений, к которым приведут предлагаемые учителем новые профессиональные решения и подходы к построению образовательного процесса и воспитательной работы в школе. Таким образом, оценивание профессиональной деятельности учителя определяется условиями (целями, задачами, организационной структурой, возможностями и т.д.) учреждения. Это значит, что деятельность учителя рассматривается в контексте развития деятельности учреждения.
В-третьих, оценка деятельности учителя является процедурой, которая определяет материальное вознаграждение, зарплату учителя. В этом случае важной составляющей процесса оценивания является выявление и материальная оценка результатов труда учителя. Известно, что в профессиональной деятельности учителя сложен как анализ процесса, так и выявление его результата. Так, проблема измерений результатов деятельности учителя напрямую связана с вопросами структуры деятельности. При определении структуры принято использовать понятие профессионально-педагогическая компетентность, которая, по мнению педагогов и психологов, включает в себя ценностное самоопределение в отношении педагогической деятельности, компетентность в области преподаваемого предмета, а также его методическую и психологическую компетентность (Маркова А.К, Митина Л.М. и др.).
Как видим, объем понятия достаточно широк, вместе с тем при определении качества работы учителя каждая составляющая должна быть подвергнута оценке. К примеру, в качестве результата профессиональной деятельности учителя возможно рассмотрение и нового профессионального умения, которым овладел учитель, и учебные достижения учащихся, которые напрямую зависят от деятельности учителя, и освоение новой профессиональной функции (исследователя, тьютора, менеджера и т.д.). Все представленные результаты могут быть в целом отнесены к профессиональным достижениям. Профессиональное достижение учителя можно определить «одновременно как процесс решения им задач профессиональной деятельности и как прибавка, прирост к результатам решения этих задач на предшествующих этапах».Проблема причисления результата профессиональной деятельности учителя к профессиональному достижению состоит в сложности вычленении и адекватной оценке компонента «прироста» к результатам профессиональной деятельности. В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» была апробирована одна из систем оценки деятельности учителя, ориентированная на результаты его работы, которая основана на критериальном подходе. Данная система предполагает рассмотрение результата деятельности учителя в преломлении к определенным, заданным в конкретный период развития образовательной системы школы, критериям. Надо сказать, что данная система оценивания деятельности учителя нашла активное применение в практике современной школы в связи с внедрением новой системы оплаты труда учителя.
Подробно о педагогике:
Оценка качества работы учителя
Существуют три основные сферы: урочная деятельность; внеурочная деятельность; персональная результативность учебно-воспитательного процесса (УВП). Оценка деятельности по всем направлениям производится по балльным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности учителя (критический, дост ...
Отражение нормативных документов в деятельности детских садов в 30-е годы
ХХ века
Как было указано ранее, после III Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1924 года, развитие детских учреждений в городе и деревне значительно возросло. Также было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных дом ...
Возрастные особенности развития звуковой культуры речи
Прежде чем говорить о возрастных особенностях, рассмотрим, как устроен речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мо ...