Коррекционная педагогика

Актуально о образовании » Коррекционная педагогика

Основные направления в развитии коррекционной педагогики: медико-клиническое, психологическое, анатомо-физеологическое, педагогическое.

Этапы становления коррекционной педагогики.

История развития коррекционной педагогики в Западной Европе: Эпоха античности, Период средневековья, Эпоха Возрождения (Ф.Пинель, Ж. Эскироль, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоции, Э.Крепелин, Ж.Демор, Ж.Филипп, П.Бонкур, А.Бине, Т.Симон).

Педагогика М.Монтессори.

Педагогика Р.Штейнера.

Становление российской коррекционной педагогики. В.П.Кащенко-основоположеник коррекционной педагогики в России. Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, Е.К.Грачева.

Вклад Л.С.Выготского развитие отечественной дефектологии.

Основные понятия: направления в развитии коррекционной педагогики: медико-клиническое, анатомо-физеологическое, психологическое, педагогическое.

Основные направления, изучающие проблемы отклонений в развитии и поведении, тесно взаимосвязаны между собой, в истории коррекционной педагогики то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.

Коррекционная педагогика (К.П.) и коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт.

В коррекционной педагогике, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонений в развитии и поведении имеется четыре самостоятельных и в то же время взаимосвязанных аспекта:

- медико-клинический;

- психологический;

- педагогический;

- социологический,

Которые в истории коррекционной педагогики то развивались независимо друг от друга, то переплитались, взаимодополняя и расширяя проблему.

Медико-клинический аспект раскрывает вопросы

- этиологии (греч.aitia – причина,loqos – учение) – учение о причинах возникновения болезней, умственного дефекта;

- его анатомо-физиологические нарушения и симптомы;

- исследует способы клинического диагностирования дефекта;

- подходы к его классификации.

Психологический аспект

- устанавливает картину психологических аномалий;

- раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями;

- определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.

Педагогический аспект рассматривает

- проблемы умственной отсталости с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе;

- определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.

Социологический аспект анализирует проблему

- с точки зрения социальной оценки явления;

- зависимости ее от социально-экономических условии;

- социально педагогических причин;

- влияния на нее характера и условий развития общества.

Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны.

В эпоху античности в Древней Спарте, где на протяжении столетий создавался культ здорового тела, дети, имеющие ярко выраженные отклонения в развитии, просто уничтожались.

Новорожденных осматривали старейшины и детей с недостатками по решению старейшин сбрасывали в пропасть Тайгет (в Спарте до IV-V вв. нашей эры). В Древнем Риме убивали уродливых и топили хилых детей.

В средневековой Европе людей, страдающих психическими расстройствами, объявляли «одержимыми нечистой силой» или «злым духом», уничтожали на кострах инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали пыткам.

Начиная с Эпохи Возрождения зарождаются гуманистические тенденции в области медицины. Врачи посещают тюрьмы, монастыри, наблюдают за душевнобольными. Так, в начале ХVII в. В г. Базеле профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных. Философы стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества.

Виднейший гуманист Эразм Роттердамский ( 1469-1536) в своём трактате «Похвала глупости» сопоставляет глупость с ограниченностью духовенства и провозглашает гимн человеческому разуму, человеческой мудрости.

Педагог, философ, ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребёнка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

Он считал, что все дети имеют право на обучение. Я.А. Коменский был глубоко убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка не существовала.

В развитии коррекционной педагогики можно выделить несколько этапов развития:

I этап – медико-педагогическое направление

1. Медико-клинический аспект

Первые попытки гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим заболеваниям предпринял французский врач-психиатр Филипп Пинель (1745-1826) – дает классификацию душевных болезней, выделил две формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Продолжил заниматься ученик Пинеля – Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840). Он ввел понятия «аменция» и «деменция» - врожденное и приобретенное слабоумие; «умственная отсталость».

Подробно о педагогике:

Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...

Методические приемы воспитания физических качеств
Физическая подготовка – это методически грамотно организованный процесс двигательной деятельности человека для оптимального развития его физических качеств. Термин качество отображает двигательные возможности человека и предполагает наличие в качествах задатков, которыми люди наделены от природы, к ...

Личностная готовность
В 6-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: у старших дошко ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru