Педагогический аспект формируется в конце ХVIII – начале ХIХ в

Актуально о образовании » Коррекционная педагогика » Педагогический аспект формируется в конце ХVIII – начале ХIХ в

Страница 1

Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Он обосновал принципы работы с «тупоумными»:

- посильность в обучении;

- использование дидактических материалов;

- сочетание умственного и физического труда;

- соединение обучения с производительным трудом.

Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил французский психиатр Жан Итар (1775-1838). Он предпринял попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка – «Авейронского дикаря».

С помощью методов, основанных на развитии чувств он пытался воспитать из одичавшего мальчика человека. Добиться желаемых результатов Итару не удалось, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с помощью тренировачных упражнений органов чувств и моторики.

Таким образом, было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с аномалиями, при приоритете медицинского подхода над педагогическим.

В средине ХIХ века наметились два направления в изучении слабоумных детей.

1. анатомо-физиологическое

(Э.Крепелин, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, Жан Демор) и

2. психолого-педагогическое

(А.Бине, Т.Симон, Ж.Филипп, О.Декроли, П.Бонкур)

1. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития» (ЗПР) и ввёл термин «олигофрения».

Известный русский невропатолог Григорий Иванович Россолимо (1826-1928) предложил свой оригинальный метод – «метод психологических профилей», по которому исследовались восемь основных способностей ребёнка:

- стойкость памяти;

- быстрота запоминания;

- толкование рисунков;

- обнаружение нелепостей;

- способность комбинировать;

- состояние моторики;

- воображение;

- наблюдательность.

Методика была интересной, давала богатый материал для педагогов и психологов, но имела недостатки:

- искусственность условий проведения;

- статичность;

- громоздкость в подведении итогов исследования.

Большой вклад в отграничении форм психического недоразвития от детских и психозов внёс психиатр Георгий Яковлевич Трошин (1874-1938): Законы развития детей как нормальных, так и ненормальных идентичны, имеют одну и ту же природу.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничил причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних.

По этиологии он разделяет отсталых детей на – детей медицински отсталых и педагогически отсталых.

К медицински отсталым относят тех, чьё отставание в развитии связано с К педагогическим отсталым – тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, перенёс какие-либо болезни.

К началу ХХ века в медицине, педагогике, психологии был накоплен обширный опыт по характеристике умственно отсталых детей по классификации её проявлений. Шёл поиск ведущего приказа умственного развития.

Так появилось психометрическое направление в изучении интеллектуальной недостаточности, основоположниками которого были

Альфред Бине (1857-1911) французский психолог и

Томас Симон – врач – психиатр.

Они разработали тестовый метод, в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Ими был предложен набор заданий (задач, тестов), которые предъявлялись ребенку вербально и требовали от него выполнения определенных действий и устного ответа.

Соотношение сложности выполняемых заданий к истинному физиологическому возрасту выражалось определенным (коэффициентом, IQ).

Если шестилетний ребенок справлялся с заданием, рассчитанным на нормально развивающегося пятилетнего ребёнка, то К данного ребёнка равен 0,83 (5:6=0,83). Они определили диапазон «нормы» и отклонений от неё. Диапазон «нормы» лежал в пределах 1,0 – 0,8.

В первой четверти ХХ века французский педагог Жан Филипп и врач Поль Бонкур изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Система дидактических принципов
Реализация технологии системно – деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учеб ...

Методика проведения и результаты экспериментальной работы с учащимися
Методы и приемы, помогающие младшим школьникам в усвоении материала, зависят от особенностей каждой группы, поэтому учитель должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения. Задание творческого характера на уроках трудового обучения Особое место на уроках трудового обучения заним ...

Организация, и методика сотрудничества школы и семьи
Взаимодействие семьи и школы - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками [19, 27]. Для полноценного развития личности аномального ребенка необходимо взаимодействие педагогов с семьей. У ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru