Содержание учебного материала
Понятие школьной дезадаптации.
Предпосылки школьной дезадаптации.
Ситуационные, средовые и педагогические факторы школьной дезадаптации, их характеристика с учетом возрастных этапов развития личности. Индивидуальные предпосылки развития адаптационных нарушений. Типичные варианты адаптационных нарушений на различных возрастных этапах развития детей.
Дети группы риска школьной дезадаптации в соответствии с основными видами нарушений, отношений, деятельности и здоровья детей в условиях школьного обучения. Педагогический, психологический, физиологический уровни школьной дезадаптации.
Педагогические критерии оценки характера школьной адаптации и дезадаптации.дезадаптацией.
Основные понятия: адаптация, аффект, дезадаптация. Дети группы риска, факторы школьной дезадаптации.
Ведущие идеи:
Адаптивность зависит от физического, психологического, нравственного здоровья человека.
С целью определения оптимального для ребенка школьного режима, формы обучения, учебной нагрузки педагогу надо знать, учитывать и грамотно оценивать адаптационные возможности ребёнка на этапе его поступления в школу.
Содержание учебного материала
Адаптация (лат.abapto-приспособляю). Адаптивность, способность к приспособлению у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в процессе жизни качеств индивида. В целом отмечается зависимость адаптивности от физического, психологического, нравственного здоровья человека.
К сожалению, показатели здоровья детей в последние десятилетия снижаются. Предпосылками этого явления являются:
1) нарушение экологического равновесия в окружающей среде.
2) ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщин,
3) рост алкоголизма, наркомании,
4) низкая культура семейного воспитания,
5) незащищенность отдельных групп населения (безработица, беженцы),
6) недостатки в медицинском обслуживании,
7) несовершенство системы дошкольного воспитания.
Чешские ученые И.Лангмейер и З. Матейчек выделяют следующие виды психической депривации:
двигательная депривация (хроническая гиподинамия приводит к эмоциональной вялости);
сенсорная депривация (недостаточность или однообразие сенсорных раздражителей);
эмоциональная (материнская депривация) - её испытывают дети-сироты, нежеланные дети, брошенные.
Наибольшую значимость воспитательная среда имеет в раннем дошкольном детстве.
Поступление ребенка в школу является моментом его социализации.
С целью определения оптимального для ребенка дошкольного возраста, режима, формы обучения, учебной нагрузки надо знать, учитывать и грамотно оценивать адаптационные возможности ребенка на этапе его поступления в школу.
Показателями низкого уровня адаптационных возможностей ребенка могут быть:
отклонения в психосоматическом развитии и здоровье;
недостаточный уровень социальный и психолого-педагогической готовности к школе;
несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Уточним конкретно по каждому показателю.
за последние 20 лет более чем в четыре раза увеличилось число детей с хронической патологией. Большинство плохоуспевающих детей имеют соматические и психические расстройства, у них повышенная утомляемость, сниженная работоспособность;
признаки недостаточной социальной и психолого-педагогической готовности к школе:
а) нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации,
б) недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя,
в) низкая познавательная активность,
г) ограниченный кругозор,
д) низкий уровень развития речи.
3) показатели несформированности психофизиологических и психических предпосылок учебной деятельности:
а) несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности,
б) недоразвитие произвольного внимания,
в) недостаточность развития мелкой моторики руки,
г) несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука – глаз»,
д) низкий уровень развития фонематического слуха.
Дети группы риска
Индивидуальные различия между детьми, обусловленные разной степенью развития значимых для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, появляются уже с первых дней прибывания в школе.
1 группа детей – вхождение в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно. Быстро адаптируются к школьному режиму. Процесс учения идет на фоне положительных эмоции. Высокий уровень социальных качеств; высокий уровень развития познавательной деятельности.
2 группа детей – характер адаптации вполне удовлетворительный. Могут возникнуть отдельные затруднения в любой из сфер новой для них школьной жизни; со временем проблемы сглаживаются. Хорошая подготовка к школе, высокое чувство ответственности: быстро включаться в учебную деятельность, успешно усваивают учебный материал.
Подробно о педагогике:
Определение понятия памяти. Основные теории памяти
Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. [12, c.11] Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать ...
Эволюция управления как науки
Древнейшему искусственному сооружению около 6000 лет. Изуродованное и обезображенное, оносохранилось и до наших дней. Гениальный Менеджер сотворил его всего за три дня, вот как описывается начало этих грандиозных работ в самой великой Книге: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бе ...
Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения
английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...