Они разделяли таких детей на две группы:
неизлечимые и мало излечимые дети, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и
излечимые дети, у которых УО обуславливается отставанием в развитии нормальных сверстников. Они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.
Бельгийский врач и педагог Оливер Декроли пытался объединить два направления (анатомо-физиологическое и психолого-педагогическое) и создаёт свою классификацию умственной отсталости.
На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создаёт спец. школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. Ею были разработаны различные игры и занятия, специальный дидактический материал, около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей (рамки М.Монтессори).
Её методика помогла большинству детей через определенное время обучаться уже с нормальными детьми и даже опережать их.
Итак, в конце ХIХ и начале ХХ в. Сложились следующие направления, подходы в деле помощи детям с недостатками интеллекта и в организационных формах их реализации:
медико-клинический
психологический
педагогический
У истоков отечественной дефектологии стоял Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) известный педагог, врач, талантливый организатор научных исследований в области дефектологии (К.П.). В 1909 г.он основал в Москве школу-санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943г.), а затем в Институт Коррекционной педагогики РАО. Его книга «Педагогическая коррекция» изданная в 20-е годы ХХ столетия, является и в настоящее время практическим руководством в коррекционной педагогике.
Огромный вклад в развитие коррекционной педагогике внёс Лев Семёнович Выготский (1896-1934) выдающийся учёный, психолог. Он разработал теорию психического развития, которая легла в основу исследований аномального детства. Установление единства психологических закономерностей развития ребёнка в норме и патологии позволили ему обосновать общую теорию развития личности аномального ребёнка. Учения Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в нём, о зонах актуального и ближайшего развития и многие другие, намного лет вперёд определили пути развития отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии.
История российской дефектологической теории и практики тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачёвой (1866-1934), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, она издала первые руководства по работе отсталыми детьми. Делу обучения, развития и воспитания таких детей она отдала почти сорок лет своей жизни.
Проблеме дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающих учащихся массовой школы с задержкой психического развития посвящены научные исследования Татьяны Александровны Власовой.
Проблема неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуального подхода к ним была предметом исследования психолога Лии Соломоновны Славиной.
Мария Семёновна Певзнер (1901-1991) разработала классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Рекомендации к изучению темы
Семинарское занятие
Развитие учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Вклад В.П.Кащенко, Л.С. Выготского в становлении отечественной коррекционной педагогики. Педагогика М.Монтессори. Педагогика Р. Штейнера.
Практическое занятие
Основные направления в развитии коррекционной педагогики.
Самостоятельная работа студентов
Подготовка сообщений по истории коррекционной педагогики.
Составление таблицы: Становление и развитие коррекционной педагогики по эпохам и направлениям.
Вопросы для самоконтроля
Назовите основные этапы и направления становления коррекционной педагогики?
Подробно о педагогике:
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. Младший школьный возраст - это возраст ...
Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся
10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...
Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача
ознакомления дошкольников с природой
«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями!» К.Д. Ушинский Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется развитыми средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неис ...