Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности у учащихся экспериментального класса

Актуально о образовании » Формирование нравственной культуры личности младших школьников » Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности у учащихся экспериментального класса

Страница 1

культура личность школьник воспитательный

На втором этапе, стараясь увеличить показатели нравственной культуры личности учащихся 4 «Е» класса и доказать нашу гипотезу, мы осуществляли работу по следующим направлениям:

· Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.

· Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).

· Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.

Для реализации этих направлений нами были выбраны такие мероприятия как классный час на тему «Уроки нравственности» (см. приложение Д), воспитательное мероприятие «Путешествие в город Вежливых» (см. приложение Е) и также ряд игр в интеграции с учебной деятельностью в школе: «Добрые слова» (см. приложение Ж), «Ручеек» (см. приложение К), «Комплименты» (см. приложение Л).

Целью проведения классного часа «Уроки нравственности» явилось формирование ценностных и нравственных отношений у учащихся к окружающим его людям и ко всему живому. Благодаря этому мероприятию ученики пополнили свой запас знаний о нравственных понятиях.

Это мероприятие было не просто сухим повествованием, а настоящей игрой. Детей увлекло задание построить дерево Доброты. Также плюсом этого мероприятия явилась доступность и яркость изложения материала, который они внимательно и сосредоточенно слушали. Вступительная часть классного часа затронула учеников, даже тех, которых мы определили в группу с низким уровнем нравственной культуры. Они думали, рассуждали, делали правильные умозаключения и выводы при обсуждении вопросов: Что такое доброта, добро для вас? Что такое дружба? Друг, приятель, товарищ – одно ли значение у этих слов? Быть человеком – это…

При выполнении задания «Ромашка» некоторые учащиеся испытывали трудности, особенно те, которых мы определили в группы со средним и низким уровнем развития нравственной культуры.

Большую трудность вызвали такие понятия: уважение, добро, любезность, мудрость, которые объяснились доступным детям языком. Для лучшего закрепления этих понятий на заключительном этапе классного часа мы снова задали вопросы, что же эти понятия означают. По количеству поднятых рук желающих ответить на этот вопрос и непосредственно по самим ответам мы сделали вывод о том, что эти понятия усвоены учениками.

Учеников увлекло задание «построить дерево Доброты». Мы его очень красиво, красочно оформили и предупредили, что от «листиков», которые дети должны прикрепить к веткам, зависит всеобщее Счастье, которое мы поместили на вершину дерева. Эта наглядность и доступность изложенного побудила учащихся к внимательному, серьезному и тщательному выполнению задания, с которым они справились успешно.

Чтобы сформировать уважительное, нравственное отношение к другим людям, мы провели воспитательное мероприятие «Путешествие в город вежливых». В его начале мы провели выставку детских плакатов, которые они сами нарисовали. Некоторые тематики были проигнорированы, самыми популярными оказались: «Вежливость проявляется в отношениях с людьми», «Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид», «Вежливый человек всегда приветлив и всегда внимателен к людям». Однако не было тех, кто бы неаккуратно и грязно выполнил работу.

В ходе этого мероприятия дети познакомились с понятиями: точность, этикет, честность, вежливые слова, дружба, взаимопомощь. Заинтересовать детей нам помогла сказочная и необычная форма его проведения. Учениками предлагалось большое количество стихотворений и рассказов, также мы прибегали к народной мудрости, загадкам. Все дети были активными, старались отвечать на вопросы, много смеялись, были увлечены.

Следует отметить, что проведенные нами игры оказали достаточное воспитательное влияние на учащихся. Игры «Добрые слова», «Ручеек», «Комплименты» были проведены именно в такой последовательности намеренно.

Первая игра – «Добрые слова» – достаточно продолжительная и активизирует детей на протяжении всего учебного процесса, т.е. не ограничена по времени. Ребята каждый день на новую букву предлагали огромное количество слов, иногда даже не хватало места на плакате. Она помогла им непроизвольно обогатить свой словарный запас добрыми, приятными словами. Вторая игра «Ручеек» помогла установке межличностных отношений в классе. Третья провелась по завершению предыдущих, и помогла детям даже не самым популярным почувствовать себя социально значимыми.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Сущность методического анализа
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлеж ...

Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию беспокойства, или тревоги. Эмоции и чувства представляют собой от ...

Педагогика конца XIX – начала XX веков и преподавание истории в России
Во второй половине XIX века заметно обостряется интерес к истории педагогики, в связи с чем появляется целый ряд исследований по данной тематике. Подобный интерес был вызван, в первую очередь тем, что для полноценного и эффективного процесса воспитания и обучения детей в школах, сами педагоги должн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru