В вечных рассуждениях о положительном и добром мы выходим, как правило, на общечеловеческие ценности, нормы, идеалы, которые неустанно складывались и продолжают складываться в нашем обществе. Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали. Мораль субъективно свободна для каждого, она не требует обязательного выполнения, в отличие от норм и правил, регулируемых государством. Человек, как субъект, должен обладать нравственной культурой личности, то есть он должен понимать и принимать установленные нормы и морали. Вот поэтому все идеалы, признаваемые обществом, должны стать внутренней установкой человека, которая служит главным поведенческим регулятором, помогая различать добро и зло, прекрасное и низменное.
Во все века люди высоко ценили нравственную культуру. Глубокие социально-экономические преобразования, происходившие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи.
В настоящее время размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение считают бездуховным и агрессивным. Это определяет необходимость коррекции традиционных подходов к проблеме нравственной культуры, выдвигает задачу научного исследования процесса формирования этого качества у учащихся. Проблема нравственного воспитания может быть решена при условии формирования у подрастающего поколения соответствующей системы ценностей, основанной на восстановлении культуры у учеников.
Преодоление негативных явлений в среде младших школьников обусловливает необходимость обновления содержания деятельности современной школы, совершенствование методики нравственного воспитания и формирования нравственной культуры учащихся. Успешное решение исследуемой проблемы требует ее всестороннего изучения и научного обоснования с учетом происходящих преобразований в обществе.
Как отмечено в «Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы», одной из задач воспитания является «формирование нравственной, эстетической и экологической культуры» [1, с.3].
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного учащегося, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только ее преемственностью другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка.
В связи с этим, проблема прививания нравственности младшим школьникам, воспитание их в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности и толерантности является одной из проблем современного образования.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
На современном этапе исследуемая нами проблема нашла отражение в работах В.А. Сластенина, К.В Гавриловец, Н.Е. Щурковой и др.
Вместе с тем в современной педагогической литературе практически отсутствуют исследования, посвященные рассмотрению проблемы формирования нравственной культуры личности младших школьников с учетом произошедших социально-экономических изменений в суверенной Республике Беларусь. Социально-педагогическая значимость проблемы, ее недостаточная методологическая, теоретическая и методическая разработанность применительно к условиям современного общества определили выбор темы исследования «Формирование нравственной культуры личности младших школьников».
Цель исследования: выявление наиболее эффективных педагогических условий в формировании нравственной культуры личности младших школьников.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «нравственная культура личности».
2.Выявить уровни сформированности нравственной культуры личности младших школьников.
3.Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственной культуры личности младших школьников.
Объект: учащиеся-младшеклассники как субъекты нравственного воспитания.
Предмет: процесс формирования основ нравственной культуры личности младших школьников.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:
формирование нравственной культуры личности младших школьников будет успешно и результативно, если:
- ученик усваивают нравственность как личностное образование на эмоционально-чувственном уровне;
- формирование нравственной культуры личности младшего школьника происходит систематично и целенаправленно, пронизывая все сферы учебной и воспитательной деятельности;
- действия учащихся в ситуациях нравственного выбора приобретают осознанный характер.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- диагностические методы, направленные на выявление уровня нравственной культуры личности младших школьников: тесты, «Недописанное предложение», «Аукцион ценностей»;
- опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение уровня нравственной культуры личности младших школьников.
Базой исследования является 4 «Е» класс СШ №25 г. Могилева.
Краткая характеристика класса:
Часть ребят во внеурочное время посещает кружки и секции. Дети очень любят принимать участие в различных акциях, внеклассных мероприятиях, праздниках, субботниках.
Учащиеся класса общаются во внеурочное время, ходят друг к другу в гости. Однако можно заметить некую разрозненность по группам в классе. Есть такие ученики, которых класс игнорирует и старается с ними не общаться.
Родители учащихся оказывают посильную помощь в работе с классом, принимают активное участие в ремонте класса, посещают уроки, мероприятия, родительские собрания.
Отдельные учащиеся слабо усваивают учебный материал. Также некоторые ученики характеризуются некоторой импульсивностью, раздражительностью, капризностью.
Подробно о педагогике:
Сущность предметной одаренности
Одаренность - это высокий уровень способностей человека, что позволяет ему достичь особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необх ...
Виды дидактических игр по цветоведению
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство ...
Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой
В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения ...