Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно отметить, что оно имеет очень широкий спектр толкования. Но само понятие оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания.
Так же и разнообразны мнения об уровне нравственной культуры. Многие утверждают, что современное общество не отличается теми моральными качествами, которые были характерны для предшествующих поколений, полагая, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью.
Однако какими бы ни были мнения об уровне нравственной культуры современного общества, его движущей силой всегда оставалось и остается подрастающее поколение.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей создаются искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме [13, с.50].
Как утверждают психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин), возраст младших школьников является сензитивным в усвоении нравственных норм и в воспитании у них стремления совершать добрые поступки. Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя – на все это можно опереться в воспитательной работе.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит приобщение к нравственным нормам и правилам. У детей наблюдается расхождение между знаниями нравственных норм и реальным поведением. Так, ученик знает правила поведения, умеет верно оценить действия товарища или литературного героя, однако сам постоянно делает ошибки, не замечая и даже не задумываясь о тех правилах, которые он нарушил [10, с.13].
Поэтому в первую очередь при формировании нравственной культуры личности младших школьников следует учитывать их возрастные и психологические особенности:
- ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность;
- младшие школьники очень эмоциональны, это проявляется в неумении сдерживать свои чувства и эмоциональной неустойчивости;
- большую роль в эмоциональном и интеллектуальном развитии личности младшего школьника играет учитель;
- младшие школьники отличаются импульсивностью – склонностью незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не взвесив все обстоятельства и не подумав о последствиях;
- общая недостаточность воли: младший школьник еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия;
- капризность и упрямство – распространенная особенность как следствие недостатка семейного воспитания;
- сильно выражена подражательность;
- именно в младшем школьном возрасте ребенок отличается ортодоксальностью – неуклонным следованием установленному порядку;
- активность: они энергичны, подвижны, активно стремятся все исследовать и ко всему приобщиться;
- в данном возрасте дети еще не могут достаточно объективно себя оценить [12].
В период 6–10 лет закладывается основа становления личностных качеств ученика, складываются механизмы познания им окружающего мира и себя. У младшего школьника возникают следующие психологические новообразования, лежащие в основе формирования его личностного отношения к нравственности, ценностям и поведению в соответствии с ними:
- повышенная восприимчивость к внешним влияниям;
- вера в истинность всего, чему учат;
- способность к усвоению образца;
- становление воли;
- осознанность;
- способность оперировать отвлеченными понятиями;
- способность к внутреннему планированию, руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами и др. [14, с.46].
Компонентами нравственной культуры личности выступают знания, эмоциональные состояния, потребности, убеждения. Известно, что в младшем школьном возрасте наиболее динамично в структуре отношений развиваются познавательная и эмоциональная составляющие. Однако каждый учитель многократно наблюдал, что самая яркая, доходчивая беседа о той или иной нравственной норме по-разному воздействует на сознание учащихся, обуславливая тем самым и разную динамику в их нравственном развитии. Причина этого явления – в сложившемся к моменту поступления детей в школу личном жизненном опыте [15, с.29].
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы школьник умел учитывать состояние окружающих людей и чтобы его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Согласно этому, одной из задач педагога является формирование опыта нравственного поведения. Его сущность заключается в продуманной, целенаправленной профессиональной организации учителем учебной и коммуникативной деятельности школьника, его взаимоотношений в коллективе, как процесса приобщения к нравственной культуре, духовным ценностям.
Подробно о педагогике:
Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...
Языковая компетенция как один из аспектов формирования готовности студентов
к межкультурной коммуникации
Необходимо подчеркнуть, что звеном преподавания межкультурной коммуникации должна быть сфера взаимодействия и взаимоизменения составляющих культур и сфера коммуникации между носителями разных культур. Рассмотрим элементы процесса коммуникации. Речь идет о четырех пластах коммуникации. Они различают ...
Этапы педагогической деятельности
М.В. Ломоносова. Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке. Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом. Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский универси ...