Возрастные особенности личности в развитии эмоционально-волевой сферы

Страница 1

Направленность личности старшеклассников.

Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего, надо отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается. У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода полового созревания. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят, но меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества. Об этом писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики… прически, занятий спортом, скрыть недостатки. Но при этом в человеке остается его внутреннее содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. [11]

Личностные качества школьников, механизмы их формирования

Для выяснения сущности личностных качеств важным является вопрос об их внутренней структуре, который затрагивался в некоторых социологических, психологических и педагогических исследованиях (И.С. Кон, И.С. Марьенко, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др.).

Несмотря на определенные различия в трактовке учеными структуры личностных качеств, в ней выделяются следующие психологические компоненты:

- Потребностно-мотивационный, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения школьников;

- Интеллектуально-чувственный, определяющий уровень развития сознания школьников (знания, взгляды, убеждения, идеалы, эмоции и чувства);

- Поведенческо-волевой, выражающий степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек поведения, а также волевых качеств личности школьника.[28]

Известно, что психологическим источником активности личности являются потребности. Как особые состояния психики, как внутренние переживания человека потребности внешне проявляются в его стремлении совершать определенные действия и поступки и тем самым инициируют и активизируют его деятельность и поведение. Потребности как исходные стимулы активности личности школьника выражают внутренне переживаемую им нужду в определенном действии или поступке.

На основе потребностей формируются мотивы личности, которые также выступают в качестве субъективных стимулов её поведения и деятельности. Мотив является формой проявления потребности, тем, ради чего человек совершает поступки или действия. Если потребности выражают только общие тенденции активности личности, её желания и стремления, то с мотивах представлены цель и прогнозируемый результат, которого намерен достичь человек в процессе удовлетворения возникшей потребности.

Следовательно, в структуре личностных качеств потребностно-мотивационный компонент, представляющий собой систему доминирующих потребностей и мотивов деятельности и поведения личности школьника, выполняет стимулирующую функцию. [25,26].

При характеристике значения знаний как одного из структурных компонентов личностных качеств очень важно установить, насколько школьники способны осознать их социальную и личностную значимость, использовать для анализа конкретных поступков и оценки, последних в соответствии с существующими в обществе нормами и принципами поведения. Наличие такой способности у школьников – необходимое психологическое условие превращения знаний в соответствующие взгляды, убеждения и идеалы.

Взгляды, убеждения и идеалы представляют собой субъективные оценочные суждения и отношения школьников к социальным требованиям, правилам и нормам, а также к своим поступкам и поведению других людей. Знания и соответствующие им взгляды, убеждения и идеалы приобретают социальную ценность лишь в силу их органического слияния с эмоциями и чувствами.

Эмоции как психические состояния представляют собой внутренние переживания, возникающие в результате оценки человеком значимых для него ситуаций и явлений. [4]

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет
Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям: - Умение сравнивать предметы по их свойствам - Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного ,двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка) - Умение считать до десяти вперёд ...

Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных возрастных группах
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, разв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru