культура личность школьник воспитательный
«Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность – значит воспитать человека и народ».
В.Н. Тычина. 1914 г.
Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, что происходит в мире, в обществе, в политике, и все то, что происходит в социальной группе, в семье, и весь личный опыт, и все то, чему учит народ, и литература, и искусство. Только черпая из общечеловеческих, культурных ценностей, можно стать личностью высокой культуры.
Экономическая и социально-культурная ситуация в РБ на этапе перехода к социально ориентированной экономике, гражданскому обществу и правовому государству осложнили процесс воспитания подрастающих поколений. В их среде все больше стала проявляться социальная тревожность, неуверенность, агрессивность и жестокость; увеличилось число учащихся с девиантным поведением. Во многом это стало возможным за счет уменьшения с начала 90-х годов воспитательного потенциала учреждений образования: в воспитательной работе все еще не изжит формализм, заключающийся в механическом усвоении и использовании определенных положений, норм и правил поведения без их осознанного усвоения, умения самостоятельно применять их в жизни. Формализм проявляется и в шаблонном планировании воспитательной работы и спортивно-оздоровительной деятельности, отсутствии анализа работы, проводимой с учащимися.
В связи с этим остро встала задача определения новых теоретико-методологических и практических подходов к современному воспитанию. Осознание самоценности человеческой жизни, ориентация на возрождение духовно-нравственных ценностей определяет стратегию воспитания, в реализации которой главную роль играет культура. Именно культурологический подход позволяет сделать культуру содержанием, а воспитание – процессом культуротворчества. Так как нравственная культура — это базовый компонент культуры личности, то важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения. Как отмечено в «Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы», одной из задач воспитания является «формирование нравственной, эстетической и экологической культуры» [1, с.3].
Проблема нравственной культуры находится на границе этики и теории культуры. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - видового - «нравственность».
Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, прежде всего, нужно обратиться к этимологии слова «культура».
В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.
Культура – это процесс усложнения, возвышения и совершенствования человека и общества, а также результат умственной деятельности [2, с. 13].
В философском словаре рассматриваемое понятие трактуется так: «Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процесса опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности…» [3, c.210].
Таким образом, можно утверждать, что культура - процесс и результат образования и воспитания, так как она подразумевает совершенствование, облагораживание физических, и, главным образом, духовных сил человека и общества, т.е. культивирование духа.
Данная точка зрения наблюдается и в определении культуры С.И. Ожеговым: «Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» [4, с. 268].
Подробно о педагогике:
Возникновение и становление педагогической профессии
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, ...
История развития правового просвещения
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ...
Анализ известных коррекционных программ развития
познавательных процессов школьников
В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понят ...