В наши дни существует огромное количество определений термина «культура». Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. [5, с.68].
Принимая во внимание данные определения, мы будем понимать под культурой процесс, средство и результат образования и воспитания.
Понятие нравственной культуры также тесно связано с терминами «мораль» и «нравственность», которые по сути своей синонимичны.
В философском словаре эти термины и приравнены друг к другу: «Мораль (лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение) – предмет изучения этики; форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории» [2, с.270]. В свою очередь в учебном пособии по этике говорится, что «понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как тождественные, хотя в истории этики встречались попытки их разведения» [6, с.159].
Впервые теоретическое обоснование разделения понятий морали и нравственности было предложено Гегелем, который считал, что они должны описывать различные феномены духовной жизни. Под моралью он понимал субъективную значимость человеческого поведения, а нравственность — это практические отношения, воплощающиеся в историческом опыте семьи, гражданском обществе и государстве.
Педагоги И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин считают, что такое разделение, при все-таки некоторой искусственности, имеет свою логику [7, c.256]. Однако в данной работе мы будем рассматривать понятия морали и нравственности как синонимы. Синонимичность «морали» и «нравственности» имеет более глубокие корни, и языковая практика свидетельствует об их равнозначности.
Интерес к личности, к проблеме ее формирования в истории человеческой мысли был велик всегда и еще более усиливался в переломные моменты развития общества, когда возникла потребность поиска путей выхода из кризиса.
Хотя понятие нравственная культура появилось в середине 20 века, корни этого понятия идут еще с древних времен. Уже в античности вставали вопросы нравственности, нравственного поведения, нравственного идеала, нравственного человека.
Процесс нравственного воспитания личности, формирования нравственной культуры стал предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых и педагогов.
А.С. Лаптенок – доктор философских наук и заведующий лабораторией проблем воспитания личности – придерживается мнения, что «нравственная культура – синтезирующая характеристика духовных качеств человека, пронизывающая практически все компоненты личностного мира» [8, с.12].
А.С. Зубра отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение.
Важно подчеркнуть, что без развитой культуры нравственных чувств, без сформированных нравственных навыков, привычек этические знания «не работают». Следовательно, нахождение более точного определения сущности нравственной культуры требует рассмотрения личности как единого целого.
А.С. Зубра рассматривает нравственную культуру личности как единство нравственных чувств и интеллекта. Элементы чувственного уровня морального сознания являются одной из специфических форм морального отношения к миру, людям, труду. Рациональные элементы выступают в форме принципов, идеалов, категорий, норм, идей о должном и справедливом, личном и общественном, в них четче выражена степень нравственной культуры личности [9,c.152].
Если обратиться к словарю по этике [10, c.238], то там найдем такое определение нравственной культуры личности: нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотилось в поступках человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитания.
Подробно о педагогике:
Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...
Курс занятий для детей дошкольного возраста с нарушениями
опорно-двигательного аппарата посредством телесно-ориентированной психотехники
В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше. В наиболее общем виде основные принципы ...
Новые информационные технологии в обучении
Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, решение которых, зачастую, невозможно без повсеместного внедрения новых информационных и компьютерных технологий в обучение. Сегодня на уроке физики необходимо при минимальном количестве учебных часов дать достаточное количество ин ...