Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы.
Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания предлагались в 4 «Е» классе (18 учащихся).
Ребятам были предложены вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня сформированности нравственной культуры личности.
Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При их выработке и разработке мы обращались к ряду литературных источников [17, 19].
Чтобы выявить уровень нравственной самооценки учеников 4«Е» класса нами был выбран тест (см. приложение А).
Для диагностики нравственной самооценки школьников была предложена следующая шкала:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 21 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 10 до 20 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Получены следующие результаты (см. диаграмму 2.1).
(диаграмма 2.1)
Для выяснения этики поведения в школьном коллективе мы использовали вид диагностики, как «Незаконченное предложение» (см. приложение Б). К этой методике было предложено три возможных результата: отрицательный, средний и положительный.
Показатели, полученные в результате данной диагностики (см. диаграмму 2.2).
(диаграмма 2.2)
Чтобы выявить уровень личной значимости нравственных качеств для учащихся, мы провели педагогическую диагностику «Аукцион ценностей» (см. приложение В).
Исход может дифференцироваться по четырем уровням:
Пять положительных ответов – высокий уровень.
Четыре и три – средний уровень.
Ноль–два – низкий уровень.
Результаты этой диагностики 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.3).
(диаграмма 2.3)
Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы использовали тест «Нравственная мотивация учащихся» (см. приложение Г). Возможные результаты данной диагностики предполагают 3 уровня нравственной мотивации:
4 балла – высокий уровень;
2, 3 балла – средний уровень;
0, 1 балл – низкий уровень.
Мы определили уровень нравственной мотивации у учащихся 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.4).
(диаграмма 2.4)
Чтобы профессионально судить о воспитанности, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (признака, качества) [19, с.91].
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Подробно о педагогике:
Понятие моделирования
Обсуждение этой темы целесообразно начать с базовых определений. Моделированием называют исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их аналогов (Советский Энциклопедический словарь). Соответственно эти аналоги называются моделями. Компьютерное моделир ...
Технология обучения химии
В последнее время все больше говорят не в отдельности о методах, формах, средствах обучения, а о технологиях обучения химии. Это лишний раз подтверждает, что успех достигается лишь тогда, когда все они используются в комплексе. Технология обучения химии — это особый вид методики обучения химии, кот ...
Выявление уровня орфографической грамотности и орфографической
интуиции учащихся 2 классов
На основе наблюдения и анализа литературы по данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение орфографической интуиции младших школьников. Цель констатирующего эксперимента - исследовать актуальный уровень орфографической грамотности и орфографической интуиции у ...