Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников

Актуально о образовании » Формирование нравственной культуры личности младших школьников » Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников

Страница 1

Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.

Факторами становления опыта нравственного поведения ребенка являются семья, среда его развития, учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Школа – одно из основных условий формирования нравственной культуры. Несомненно, основы морали закладываются в семье, но школа предоставляет уникальные возможности для систематичного и целенаправленного воздействия на личность.

Опираясь на таблицу (рис. 1.1), мы выделили частные направления по формированию нравственной культуры младшего школьника:

· Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.

· Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).

· Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.

Учитывая эти три главных направления в воспитательной работе, для целостного формирования нравственной культуры личности следует уделять внимание формированию следующих видов нравственных отношений:

- К людям и обществу:

Прививая положительные отношения к людям и обществу, мы воспитываем активную социальную позицию личности, ориентируем детей в социальной жизни, обогащаем их нравственно-общественный опыт. В этом воспитательном процессе формируются уважительные отношения к окружающим людям, привязанность к семье, школе. Также формируются представления о явлениях общественной жизни, помогающие ориентироваться в ней, правильно понимать и оценивать происходящие события.

- К Родине:

В процессе освоения положительных отношений к Родине у детей формируются нравственные качества гражданина: любовь к Отечеству, забота о его благе, преданность своему народу, мы побуждаем детей анализировать, оценивать явления, события, поступки людей, соотносить их с собственными отношениями и поступками [17, с.23].

- К труду:

Роль труда велика в нравственном развитии детей, прежде всего в воспитании привычки заботиться о других. В процессе трудовой деятельности происходит интенсивная социализация детей, а также развиваются их индивидуальные качества.

- К самому себе:

Школьник осмысляет себя, свои связи с миром, такие, как «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество», «Я и мои близкие», «Я и природа».

Формы по выработке этих отношений у школьников могут быть самыми разнообразными, даже интегрированными: общественные праздники, экскурсии по памятным историческим местам, экскурсии в природу, поэтические конкурсы, устные журналы, путешествия и т.д.

Осознание педагогами значимости каждодневных позитивных эмоциональных состояний для становления нравственной сферы растущего человека и создание возможностей для таких переживаний – необходимое условие обеспечения системности в процессе формирования нравственных отношений школьников [18, с.43].

Воздействие, оказываемое в процессе нравственного воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Младший школьник живет эмоциями. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Формирование эмоциональных чувств происходит в процессе реальной жизнедеятельности ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, а также при выполнении им своих обязанностей, вытекающих из ведущего вида деятельности – учебы.

Недостаточное внимание к развитию чувственно-эмоционального опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте, согласно В.А. Сухомлинскому, может привести к «эмоциональной толстокожести».

Учитывая это условие, важно организовывать такие формы работы с младшими школьниками, которые в нужной мере могут повлиять на их эмоциональную сферу. Примерами таких форм являются:

- творческие и ролевые игры («Журналист на улице», «Тайный друг», «Навестим больного», «Опоздал на урок», «Зазвонил телефон», «Помиримся» и др.);

- чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);

- решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к. его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»);

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Роль наставника в обучении воспитанников
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспита ...

Сотрудничество между детьми в семье по теории Никитина
Согласно постулатам, выработанным Никитиным, можно сформулировать следующие правила для родителей. Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери. Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно за ...

Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru