Семинарское занятие - это форма учебного занятия, на котором преподаватель организовывает дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Оно проводиться в аудитории или в учебном кабинете с одной академической группой.
Семинарское занятие - одна из наиболее важных и конструктивных форм учебного процесса. На семинаре студенты проверяют, углубляют и закрепляют знания по курсу, анализируют практику, овладевают основами процессов.
Семинарское занятие состоит из трех основных этапов:
1) подготовка к семинару;
2) проведение семинара;
3) работа со студентами после семинарского занятия.
Разновидности семинарских занятий
Семинарские занятия по теоретическим дисциплинам:
- семинар;
- коллоквиум - зачет по отдельным темам или разделам;
- практично - семинарские занятия;
- практикум.
1. Семинарское занятие по теоретической дисциплине выполняет следующие функции:
- углубление и детализация материала, который изучался на лекции или самостоятельно;
- контроль преподавателя за знаниями группы и выяснение уровня учебной деятельности студента (особый вид семинара - коллоквиум, т.е. семинар-зачет по отдельным темам или разделам).
Особенности семинарского занятия:
- студенту предварительно предлагаются вопросы по теме, перечень самостоятельных заданий (микрорефераты, проблемные ситуации, методические разработки или их фрагменты, конспектирование литературы и т.д.);
- студенты, как правило, отвечают по желанию, а в случае неподготовленности всей группы - дается возможность поработать 10-15 мин. с конспектом или литературой.
Ход семинара и его структура:
1. Вступление: мотивация обучения, активизация опорных знаний.
2. Объявление темы и цели, порядка проведения.
3. Поступательное рассмотрение намеченных вопросов в виде выступлений, обсуждения, рецензий, ответов, дополнений к ним.
4. Подведение преподавателем или сильным студентом общего итога занятия.
5. Выдача задания, мотивация учебной деятельности на будущих занятиях.
2. Семинарско-практическое занятие (близкое к комбинированному занятию) выполняет три функции:
- углубляющую;
- контрольную;
- методико-практическую.
Строится это занятие, как и семинар, но имеет практическую часть, которая по большей части содержит выполнение конкретного задания (ролевая игра, решение проблемных ситуаций, практические расчеты и т.д.). Эти виды деятельности являются подтверждением теоретической работы над материалом, перерастанием знаний в умения, которые определены в рабочей программе соответствующей дисциплины.
3. Практикум - практическая разновидность семинара (лабораторной работы), где формируется:
- навыки умственного и практического характера;
- умение проводить исследования, делать точные расчеты, вычисления та чертежи к ним;
- проведение наблюдений. В основном практикумы целесообразны по предметам физико-математического и природно-биологического циклов.[4]
Технологий организации групповой работы, которые могут быть применимы на семинарских занятиях по химии, великое множество. В реферате будут подробно рассмотрены два методики организации: метод «пилы», метод проектов и метод «Круглый стол».
а) Метод «Пилы»[5,6]
Суть этой технологии заключается в следующем: преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание, в котором задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос в рамках изучаемой темы и пр.). Учащиеся должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). Дальнейшая работа строится по следующему плану:
Подробно о педагогике:
История появления профессии
«социальный педагог» в России
Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю. В 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством кандидата педагогических наук В.Г. ...
Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений
в развитии детей
Содержание учебного материала Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования пози ...
Одаренные дети. Признаки и виды одаренности
Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а также методики ее диагностики, существование данной группы детей определяется статистически. Согласно закону распределения случайных величин Гаусса–Лапласа, чем выше ст ...