Наряду с нарушенным звукопроизношением, у детей данной группы наблюдалось отставание в развитии лексики и грамматических конструкций, поэтому в каждом периоде проводились фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, куда входила работа по накоплению словарного запаса и работа по построению грамматических конструкций.
Коррекционную работу по накоплению словарного запаса в первом периоде обучения логопед проводил на фронтальных занятиях и начинал ее с развития у детей умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям, поэтому работа проводилась в рамках лексических тем: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Профессии» и т.д.
В рамках лексической темы «Игрушки» логопед учил детей определять предмет по названию его составных частей. Логопед перед детьми выставлял несколько хорошо знакомых игрушек (грузовая машина, кукла, часы, самолет, стул, дом) и предлагал рассмотреть их.
Затем раздавал детям карточки с изображением частей этих предметов (руль, фары, стрелки, крылья, сиденье, лестница) и по заданию логопеда каждый вызванный ребенок раскладывал маленькие карточки около соответствующего предмета, составляя предложения: «Это машина. У машины кабина, кузов, колеса, фары». Значение малознакомых слов логопед объяснял детям.
Изучая лексическую тему «Игрушки», логопед уточнял названия действий при помощи игрушек, например:
утка – крякает собака – лает
кошка – мяукает птичка – поет
корова – мычит петух - кукарекает
Для расширения понятий о различных действиях логопед предлагал лото «Кто как передвигается?». Детям раздавались карточки, на которых изображены звери, птицы, рыбы, насекомые. Каждый ребенок искал у себя соответствующую картинку, называл её и определял, как передвигается данное животное, птица или насекомое: «Бабочка порхает, рыба плавает, змея ползает».
Продолжая изучать лексическую тему «Игрушки» логопед учил детей выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму) и задавал вопросы:
- Какой мяч по цвету?
- Какой этот мяч по величине?
- А по форме?
Ответы детей логопед оформлял в простые распространенные предложения: «Мяч красный, большой, круглый».
Аналогично дошкольники выделяли признаки других сюжетно-ролевых игрушек: грузовика (зеленый, прямоугольный, металлический), куклы (розовая, большая, пластмассовая), белки (рыжая, пушистая, мягкая). Так при описании игрушек дети уже не ограничивались только перечислением отдельных предметов и их частей, в их речи появились слова-действия, признаки предметов.
Чтобы детям было интересно описывать любимые игрушки, на фронтальных занятиях логопед предлагал составлять загадки про игрушки, используя схему.
Используя схему как наглядную опору, дети лучше и быстрее описывали игрушку, подбирали точный признак, обращали внимание на составные части и действия.
Формируя лексику ребенка, логопед стремился на занятиях создать достаточный запас словарных образов.
Подробно о педагогике:
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Челябинска, зарегистрирована постановлением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска №674 от 25.07.1995 г. Учредителями школы являются: - Управление по делам образования г. Челябинска, зарегистр ...
Анализ официальных документов по внедрению профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «систем ...
Содержание обучения письменной речи
На различных этапах содержание обучения письменной речи будет различным, но последовательным. Именно поэтому на среднем этапе обучения английскому языку в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. [14; ...