Тема работы «Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи».
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В.
Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: если направить коррекционную работу на расширение словарного запаса и построение предложений различной структуры, применив специальные игры, упражнения, задания, используя наглядный материал, то формирование лексико-грамматических конструкций на I году обучения детей с общим недоразвитием речи пройдет успешно.
Исследовательская работа проводилась в МДОУ детском саду комбинированного вида №12 «Солнышко» станицы Выселки Выселковского района с сентября 2006г. по май 2007г.
Цель работы – совершенствование системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи.
Для раскрытия поставленной в работе цели были определены следующие задачи:
- отобрать и проанализировать специальную и методическую литературу;
- изучить приемы формирования лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
- показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников;
- проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
- определить роль воспитателей и родителей в коррекционном процессе;
- сделать сравнительный анализ результатов исследования.
Предметом исследования является процесс формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является деятельность логопеда и дошкольников по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР.
Основной аспект предмета исследования – коррекционно-педагогический. Эффективность коррекционно-педагогического процесса в группе ОНР определяется преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Также с детьми работает музыкальный руководитель и физинструктор. В период исследования была изучена коррекция речи, проводимая с детьми логопедом данной группы.
Исследование проводилось поэтапно. Нами были определены следующие этапы исследования:
1. Организационный этап, который включал в себя подготовку логопедического кабинета к учебному году; изучение анамнеза и комплексное обследование детей с общим недоразвитием речи; заполнение речевых карт; распределение детей по подгруппам (контрольная и экспериментальная подгруппа); составление перспективного плана работы; оформление документации.
2. Основной этап включал в себя проведение коррекционной работы в экспериментальной подгруппе; работа над развитием у дошкольников всех компонентов речевой системы; формирование у детей лексико-грамматических конструкций на занятиях; консультативно-методическая работа с воспитателями: планирование бесед и консультаций, проведение вечерних занятий воспитателем по заданию логопеда; консультативно-педагогическая работа с родителями: индивидуальные беседы, проведение собраний, привлечение родителей к выполнению домашних заданий.
3. Заключительный этап состоял из анализа результатов коррекционного обучения; сравнения речи детей экспериментальной подгруппы с контрольной, где эксперимент не проводился; рекомендаций логопеда родителям по дальнейшему обучению их детей.
При проведении исследования в зависимости от этапа эксперимента мы использовали следующие методы: теоретический, эмпирический, практический.
Теоретический метод включал изучение:
- специальной литературы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей в группе ОНР;
- приемов формирования лексико-грамматических конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
К эмпирическому методу относилось наблюдение за логопедической работой с дошкольниками по развитию лексико-грамматического строя речи.
Практический метод предусматривал:
- изучение приемов логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи;
- построение простых лексико-грамматических конструкций дошкольниками;
- практическое усвоение детьми конструкций простых и сложных предложений;
- помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированного лексико-грамматического строя речи.
Новизна дипломной работы заключается в том, что полученные в результате анализа специальной методической литературы сведения об эффективных приемах и методах формирования лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи использовались в определенной последовательности.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности использования практических разработок в деятельности начинающего логопеда.
Подробно о педагогике:
История развития дошкольного образования в России
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, ...
Понятие общего недоразвития речи и его причины
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [17]. Являясь системным нарушением, общее недоразвитие проявляется в типичны ...
Особенности развития лыж и лыжного спорта
Лыжи как средство, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу, появились в глубокой древности, о чем свидетельствуют наскальные изображения, обнаруженные российскими археологами А.М. Линевским в 1926 году и В.И. Равдоникасом в 1936 году в местечке Басовы Следки и Зала ...