После проведенного обследования и анализа результатов обследования логопед подготовил специальную документацию. Прежде всего, он заполнил речевые карты детей, в которые внес данные, отраженные в таблицах №1 и №2. На каждого ребенка логопед оформил индивидуальную тетрадь для занятий, где ежедневно планировал коррекционную работу. В тетрадь вечерних занятий воспитателей с детьми, логопед записывал задания для индивидуальных и подгрупповых занятий. Логопед составил расписание для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и свой график работы.
Коррекционное обучение планировалось по программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (I год обучения)» [56].
Логопед разработал перспективное планирование коррекционной работы на год, которое состояло из четырех разделов.
Первый раздел организационный, который включал:
- подготовку логопедического кабинета к учебному году;
- проведение комплексного обследования дошкольников;
- заполнение необходимой документации;
- распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем речевого развития;
- составление планов подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
- уточнение расписания занятий.
Во втором разделе указаны основные направления коррекционно-развивающего обучения, которое проводилось по периодам.
В соответствии с периодом обучения, логопед планировал индивидуальную работу по развитию звукопроизношения детей. На занятиях логопед разучивал с ними артикуляционную гимнастику, проводил постановку звуков, автоматизацию и дифференциацию звуков.
Особое внимание логопед уделил формированию лексико-грамматических конструкций:
- категории единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени;
- категории притяжательных местоимений;
- беспредложных и предложно-падежных конструкций;
- существительных в разных падежах;
- согласования существительных с прилагательными и числительными;
- глаголов и существительных в роде, числе, падеже;
- простых предложений;
- сложных предложений.
Формирование лексико-грамматических конструкций у детей логопед проводил в основном на подгрупповых занятиях. На каждое занятие он составлял план, в котором указывались:
- тема занятия (в соответствии с перспективным планом);
- цель;
- оборудование (используемый на занятии демонстрационный, раздаточный материал);
- ход занятия (организационный момент, введение в тему, физминутка, закрепление пройденного материала, подведение итога занятия).
Третий раздел перспективного планирования – методический. Логопед запланировал изучение необходимой литературы по коррекционной работе, изготовление и оформление раздаточного материала с помощью воспитателей. Логопед запланировал проведение бесед, консультаций и семинарских занятий для воспитателей, свое участие в педсоветах, семинарах, методических объединениях, конференциях.
Четвертый раздел – это работа с родителями, где логопед отметил:
- проведение собраний (4 раза в год), консультаций, открытых логопедических занятий, бесед;
- оформление специальных стендов и папок-передвижек с информацией для родителей.
Итак, в группе ОНР нами проведена организация экспериментальной работы, созданы все условия для подробного обследования всех компонентов речевой системы, в которой особое значение уделялось лексико-грамматическим конструкциям. Проведен анализ речевых нарушений и составлены таблицы. На основе проведенного обследования в перспективном плане логопед определил пути коррекционно-развивающего обучения, указал последовательность формирования лексико-грамматических конструкций и использование их в связной речи.
Подробно о педагогике:
Педагогические концепции и педагогические технологии
В заключение несколько слов необходимо сказать о системе начального образования. Какие возможности есть у педагога, чтобы в рамках государственной программы, на базе обычной общеобразовательной школы научить ребенка искусству учиться? Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепци ...
Место методики обучения технологии в теории обучения
Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогичес ...
Понятие и сущность рейтингового контроля
Рейтинговый контроль – одно из современных направлений, широко внедряемое и исследуемое в педагогике. Обратимся к исследованию его сущности и содержания. Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого рабочего. Вместе с ...