После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звуковой стороны речи. Количество этих занятий менялось в зависимости от периода обучения:
I период – занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводились 2 раза в неделю; по формированию звукопроизношения только индивидуально;
II и III периоды – занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи – 3 раза; по формированию звуковой стороны речи – 2 раза в неделю [56].
В каждом периоде обучения логопед выделял лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важность для организации обучения, намечал объем работы по накоплению словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических конструкций и формированию связной речи.
С начала учебного года логопед и воспитатель проводили работу по воспитанию у дошкольников организационных навыков, позволяющих осуществить коллективную деятельность. Педагоги давали детям возможность свободного размещения во время занятий (в круг, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, на логопеда, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. На протяжении всего занятия логопед стимулировал речевое общение дошкольников. Этому способствовала логическая система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, удачный отбор тематики занятий, способный заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия. Проводя занятия, логопед распределял эмоциональные моменты таким образом, чтобы наиболее интересные относились на период нарастания усталости. Выполнение перечисленных условий в итоге привели к положительным результатам.
Основная форма работы в данной группе фронтальные (подгрупповые) занятия. Для эффективности коррекционной работы логопед подбирал различный наглядный материал, упражнения и дидактические игры по определенной лексической теме.
В экспериментальной подгруппе логопед проводил фронтальные занятия в утренние часы. Каждое подгрупповое занятие длилось 30 минут. В это время воспитатель проводил занятие с параллельной подгруппой по разным видам учебной деятельности согласно сетке занятий (ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование, физическая культура). Затем логопед проводил индивидуальную работу с детьми по коррекции звукопроизношения и устранению других имеющихся нарушений, а остальные дети находились с воспитателем на прогулке.
Во второй половине дня воспитатель занимался индивидуально с отдельными детьми по заданию логопеда, которое указано в «Тетради для вечерних занятий воспитателя». В тетради логопед записывал задания на повторение артикуляционных упражнений, по закреплению и дифференциации поставленных звуков, рассматривание специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее. Дополнительно логопед включал различные упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия, внимания, памяти и логического мышления, а также по формированию лексико-грамматических компонентов языка. В графе учета воспитатель отмечал, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности. Во время режимных моментов воспитатель наблюдал за состоянием речевой деятельности детей и закреплял результаты, которые уже были достигнуты на логопедических занятиях [32]. Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. На каждого ребенка оформлена индивидуальная тетрадь, в которой логопед записывает задания. В течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели. На выходные дни тетрадь забирали родители и повторяли с детьми дома задания записанные логопедом.
Подробно о педагогике:
Аспекты самооценки
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: а) операционально-деятельностный; б) личностный. Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессион ...
Роль наставника в обучении воспитанников
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспита ...
Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...