Понятие инноваций как основы современного социально-культурного развития

Страница 1

Современный мир, включая и Россию, уже вступил в постиндустриальную эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Сейчас главное условие устойчивого развития – способность оставаться на острие научно-технического прогресса, задавать тон в новейших технологиях, влиять на мир силой идей, примера, культуры, надежно обеспечивать безопасность государства и граждан. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом, а интеллектонедостаточные нации отстают навсегда [7].

Одной из глобальных характеристик нашего времени является утверждение инновационного способа развития в качестве доминирующего. « .В современной конкурентной борьбе, в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям» [8].

Как свидетельствует мировой опыт последних десятилетий, в условиях масштабного перехода крупнейших мировых экономических центров к экономике, основанной на знаниях, альтернативы пути развития, основанному на внедрении новшеств - инновационному, просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных ресурсов, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.

В настоящее время в мировой и российской науке и практике еще окончательно не сформированы теоретические представления об инновациях, инновационной деятельности. В экономической литературе термин «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Большинство предлагаемых в научной литературе понятий и терминов несут «научно-технический отпечаток», поскольку впервые инновации стали рассматриваться на стыке научной и производственной деятельности [9].

Существует множество различных вариантов понимания инновации.

Инновация – такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. (Б. Санто) [10].

Инновация – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. (Я. Кук, П. Майерс )

Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы. В последнем смысле часто используют термин «инновационный процесс». (Д. Месси, П. Квинтас, Д. Уилд)

Инновация – конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. (Руководство Фраскати «Предлагаемая стандартная практика для обследований и экспериментальных разработок», «Руководство Осло») [9].

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют «изменения».

В начале XIX века Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений [11]:

использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);

внедрение продукции с новыми свойствами;

использование нового сырья;

изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

появление новых рынков сбыта.

На основании имеющихся научных разработок можно выделить основные свойства инновации [9]:

научно-техническая новизна;

практическая воплощенность, т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, образовании или других областях деятельности;

коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке.

Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах.

При массовом распространении инноваций, их внедрении в систему массового производства и массового потребления, новшество утрачивает статус «новизны» и переходит в разряд традиционных. При распространении инноваций во времени и пространстве различают несколько фаз. Первоначально возникает «Идея», затем производится опытный образец реализации идеи, разрабатываются технологии массового производства, налаживается процесс массового производства и товар поступает в массовое потребление. Таким образом, можно говорить об инновационной волне (рис.1) [9]. Каждое из колец представляет собой определенную фазу инновационной волны.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы
В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании, сетевая модель реализации образовательных программ (дальше – сетевая форма) обеспечивает шанс ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную активность, в том числе иностранн ...

Классификация общего недоразвития речи
В настоящее время в логопедии существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские дан ...

Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru