В России, как и в зарубежных странах за последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере общего среднего образования. При этом в системе образования возникает множество проблем, среди них усиление дифференциации в доступности образования, а также в уровне и качестве получаемого образования [1]. «Российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций. Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему» [2].
Общеобразовательная школа является базовым звеном модернизации образования. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [3]. Таким образом, одной из приоритетных задач в сфере образования является отработка системы профильного обучения. Несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в ходе реализации Концепции модернизации, в целом сохраняется множество проблем, в том числе низкая осведомленность работников сферы образования относительно целей и задач модернизации, отсутствие у них мотивации к участию в преобразованиях.
В г. Красноярске в течение трех лет реализуются краевой и городской проекты по внедрению профильного обучения, кроме того, школы самостоятельно переходят на профильное обучение. Управление образования заинтересовано в исследовании результатов реализации проектов и переходу к масштабному внедрению профильного обучения во всех городских школах и межшкольных учебных комбинатах.
В то же время нужно отметить возможные риски реализации масштабных образовательных инноваций, которые включают в себя разрыв между «инновационными декларациями» и реально складывающейся «инновационной образовательной практикой». Такой разрыв может быть обусловлен не вполне достаточным пониманием смысла, целей и содержания инновации агентами инновационного процесса. Например, когда педагоги говорят про «гуманизацию образования» и при этом могут использовать физические методы наказания учеников.
Проблемой в реализации масштабных образовательных инноваций, несущих в себе новые ценностные ориентиры и новую «антропологическую модель», является «недостаточная компетентность» агентов образовательной инновации. Идея профильного обучения содержит в себе большой инновационный потенциал, при реализации которого возможно решение ряда проблем современного образования. Однако, на практике реализация проекта довольно часто сводится к формальному принятию организационных форм, а не созданию инновационного обучения, т.к. оно не обеспечено пониманием педагогов сути инновации.
На сегодняшний день актуальным является проведение исследований, в которых бы изучались результаты и эффекты профильного обучения, для чего необходимо проводить исследования методом опроса учащихся, абитуриентов и их родителей и педагогов. В ряде работ обсуждаются возможные задачи, методы таких исследований [4, 5, 6]. Управлением образования г. Красноярска планируется организовать мониторинг состояния внедрения профильного обучения, исследуя учащихся, родителей, педагогов.
Цель исследования: Провести анализ представлений учителей и директоров о целях и сущности профильного обучения и ситуации реализации данного проекта в образовательных учреждениях города Красноярска.
Объект исследования: практика профильного обучения в образовательных учреждениях города Красноярска.
Предмет исследования: представления учителей и директоров о профильном обучении и ситуация внедрения профильного обучения в образовательных учреждениях.
Гипотеза: в настоящее время существует разрыв между инновационными возможностями профильного обучения и форматом его реализации. Это может быть связано, во-первых, с недостаточным пониманием направленности и содержания инновации «группами реализации» – директорами школ, завучами и педагогами профильного обучения. Во-вторых, это может быть обусловлено объективными причинами: организационные, финансовые, кадровые проблемы.
Задачи:
провести анализ литературы, выделить основные понятия инновации, инновационной деятельности;
разработать схему и провести анализ современных масштабных социально-образовательных инноваций России;
разработать методику исследования ситуации внедрения профильного обучения;
провести исследование ситуации внедрения профильного обучения в системе образования г. Красноярска.
Новизна результатов: предложена схема и проведен анализ современных социально-образовательных инноваций. Разработана методика и проведено исследование ситуации внедрения профильного обучения, направленное на выявление противоречий и проблем в реализации данного инновационного проекта.
Теоретическая значимость работы определяется следующими результатами: в работе предложена схема анализа современных социально-образовательных инноваций; проведен систематический анализ наиболее масштабных социально-образовательных инноваций, определены их специфические особенности.
Практическая значимость работы определяется следующими результатами: разработана методика исследования, позволяющая выявлять противоречия и проблемы в реализации инновационного образовательного проекта – профильное обучение; проведено пилотное исследование особенностей профильного обучения в г. Красноярске; по результатам исследования сформулированы выводы, позволяющие повысить качество реализации профильного обучения в образовательных учреждениях г. Красноярска.
Подробно о педагогике:
Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у
младших школьников через дидактическую игру
Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году на базе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А» класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого. Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать: все ...
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...
Преемственность
В психолого-педагогической и методической литературе существуют различные подходы к пониманию преемственности. В исследованиях преемственность трактуется как связь между отдельными предметами в процессе обучения (физика и математика, математика и черчение, и так далее). Разумеется, чрезвычайно важн ...