Идея профильного обучения содержит в себе большой инновационный потенциал, при реализации которого возможно решение ряда проблем современного образования, таких как:
Существование разрыва между школой и обществом, который приводит к дезориентации учеников в выборе профессии и образования.
Преобладание традиционных отношений «учитель-ученик», в которых невозможно становление субъектной позиции к своему обучению у школьников.
В школе недостаточно образовательного «пространства» для осуществления выбора и самоопределения учеников.
Отсутствие возможностей для самостоятельных учебных и особых «пробных действий» школьников, которые невозможны при трансляционном режиме обучения.
Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. Причина этого в неприятии инновации частью населения, что тормозит движение вперед. Принятие инновации - результат группового решения, выражающееся в формировании общего мнения о предлагаемом новшестве [14].
Профильное обучение предусматривает обновление содержания и форм образования, однако, на практике реализация довольно часто сводится к формальному принятию организационных форм.
Для проверки предложенной гипотезы было проведено социолого-педагогическое исследование – проведен анкетный (экспертный) опрос.
При разработке анкеты (Прил.1) были выделены следующие блоки вопросов:
Формальные данные: тип школы, должность, педагогические технологии, участие в эксперименте, количество профилей.
Исследование по профильному обучению:
Исследование представлений – цели, смысл профильного обучения.
Исследование ситуации в школах – особенности профильного обучения: организация профиля, выбор, преподавание, тип отношений, система оценки, образовательная траектория.
Исследование причин – причины, мешающие внедрению инноваций в школы.
Исследование предложений – предложения по изменению профильного обучения.
Общие вопросы: позволяющие составить общее представление о человеке, заполняющем анкету (жизненные ценности, перспективы, понимание) Также в данном блоке вопросы на понимание инновации, инновации в образовании
В исследовании принимали участие непосредственные директора, завучи школ и преподаватели профильных курсов из 15 образовательных учреждений, всего 190 человек.
Образовательные учреждения представляли 4 группы: школы, участвовавшие в краевом проекте по внедрению профильного обучения; школы, участвовавшие в городском проекте по внедрению профильного обучения, контрольная группа школ, не участвовавших в проектах и межшкольные учебные комбинаты (МУК).
В таблице 2 представлено распределение респондентов по полу.
Таблица 2
Распределение респондентов по полу
Пол |
Мужской |
Женский |
Всего |
Количество респондентов (чел.) |
13 |
177 |
190 |
Доля в выборке (%) |
6,8 |
93,2 |
100,0 |
По данным можно сказать, что в школах сохраняется преимущественно женский состав педагогических коллективов.
Распределение респондентов по возрасту представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение респондентов по возрасту
Возраст (лет) |
20-35 |
35-50 |
старше 50 |
Не указали |
Всего |
Количество респондентов (чел.) |
44 |
89 |
48 |
9 |
190 |
Доля в выборке (%) |
23,2 |
46,8 |
25,3 |
4,7 |
100,0 |
Подробно о педагогике:
Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его
закономерности и этапы развития
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа ...
Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...
Отбор художественных
произведений
Что дает искусство детям? Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. ...