Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков

Страница 1

Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке.

При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся.

В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необходимые для дальнейшей практической деятельности. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20% учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должны соблюдаться принципы научности.

Выбор изделия для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Программа по труду в начальных классах построена таким образом, что предусмотрена преемственность, необходимая для изучения более сложного материала.

Задание для детей должны быть посильными: трудновыполнимая задача вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге – нежелание трудиться, отвращение к работе. Слишком легкие задания приучают работать без напряжения, усилий, а в результате они не приучаются к преодолению трудностей.

Успешно будет проходить урок лишь в том случае, если дети будет заинтересованы, увлечены работой.

Главное в работе с детьми – отсутствие однообразия, поэтому на занятиях должны выполняться различные виды поделок.

При обучении детей приемам бисероплетения, большая роль должна отводиться овладению художественно-творческими навыками и приемами, развитию художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Нужно, чтобы дети учились вносить в работу элементы фантазии, разнообразия. Все эти требования и определяют подход и методику обучения на уроках труда.

Понимание обучения только как руководства процессами последовательности выполнения заданий будет неверным, так как это приведет лишь к подражанию действий руководителя.

Очень важно для успешного формирования художественно-творческих умений и навыков сочетание различных методов обучения: словесных, наглядных, практических. При объяснении новой темы, наряду со сведениями из истории, особенностях и области применения некоторых видов декоративно-прикладного искусства, учитель рассказывает и о назначении выполняемых изделий.

Во время беседы активируется внимание ребят, оно оживляет занятия. В беседе учитель выясняет степень подготовленности детей к работе, а также степень знаний и усвоения материала.

Также уже во вводной беседы необходимо познакомить детей с разнообразными вариантами изделия, предоставить детям возможность потрогать руками каждое из них, выразить чувство восхищения его красотой и желание научиться мастерству. Беседа возбуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляют знания, полученные на занятии.

Общее впечатление от беседы помогут усилить наглядные методы обучения – демонстрация различных схем, таблиц, образцов изделий декоративно-прикладного искусства, видеоматериалов. Они помогают знакомить учащихся с материалами и трудовыми процессами с народными промыслами.

Художественно-творческие умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения. Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения.

Упражнение – это целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправление допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений – в повторении действий. При этом трудовое действие становится упражнением тогда, когда его используют для решения конкретной педагогической задачи: научить ребенка определенному приему или сформировать какое-либо умение или навык.

Так, успех в формировании художественно-творческих умений и навыков зависит не только от числа повторений, но и от подбора упражнений с постепенным переходом от легких к более сложным. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Например, детям младшего возраста учитель предлагает поупражняться в нанизывании бусинок на нить, в закреплении на конце нити крупной бусины.

Значительное место на занятиях занимают инструктажи, они играют важную роль в учебном процессе. Например, при организации практической работы учащихся по изготовлению какого-либо изделия нужно объяснить и показать им, каким должно быть изделие, объяснить порядок выполнения и показать приемы работы, объяснить и показать приемы контроля за работой и ее результатами.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольн ...

Малые жанры устного народного творчества, их характеристика
В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра – пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию. У пословиц и поговорок нет автора. ...

Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru