По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитие художественно-творческих умений и навыков – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хоты результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становятся в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п. Б. Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало. Из всего этого следует, что перед учителем встает задача развития способностей ребенка, его творческих умений и навыков, воспитания творческой личности в целом.
Авторы большинства изобретений известны. В окружающей нас жизни творчество – необходимое условие существования, и всё, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому началу человека.
При формировании художественно-творческих навыков, прежде всего, воспитывается эстетический взгляд на предмет, культура речи, поведения, труда, эстетический вкус, творческое начало личности.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребенка. Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Творческий подход значительно влияет на общую подготовку школьников, содействует лучшему усвоению новых знаний по другим дисциплинам и гармоничному развитию личности.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей, умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного обучения.
«Формирование человека, - пишет Л.В. Заиков, - проходит множество степеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом – верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будет формироваться этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребенка».
К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся, не формируются системные знания о композиционных закономерностях, категориях эстетики, о содержании и назначении художественно-трудовой деятельности. Поэтому важно вести целенаправленную работу по развитию творческих умений, эстетических представлений, взглядов и вкуса.
Какое же место в такой работе может занять трудовое обучение? Есть основание предположить, что очень заметное. Мы можем использовать предметно-практическую деятельность учащихся как универсальное средство, позволяющее им переводить сложные, умозрительные, абстрактные идеи в наглядный, понятный план. Причем эти идеи могут быть очень разными: рационально-логическими или духовно-эмоциональными. С помощью рук ребенку легче понять смысл и тех, и других.
Таким образом, занятия ручным трудом могут быть не только работой рук, но и настоящим творчески поиском. Именно от учителя во многом зависит сделать их эффективными в плане творческого и общего развития детей. Необходимо, объединив творческие усилия, перевести уроки трудового обучения из категории «второстепенных» в самые первостепенные, какими они и должны быть в школе.
Это и обусловило выбор данной темы.
Предметом исследования является методика формирования художественно-творческих умений и навыков у школьников на уроках труда.
Объект исследования: процесс обучения школьников, в результате которого формируются художественно-творческие умения и навыки.
Цель работы: раскрыть методические основы поурочного тематического планирования и организации занятий по изготовлению мягкой игрушки и сувениров.
Рабочая гипотеза: Формирование у школьников художественно-творческих умений и навыков способствует развитию творческого мышления, творческих способностей, гармоничному развитию личности и будет успешным, если будут раскрыты методические основы творческой деятельности.
Исходя из цели и гипотезы, выявляются следующие задачи:
- Раскрыть образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности.
- Раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в формировании художественно-творческих навыков и умений.
- Выявить особенности педагогической деятельности учителя в процессе формирования художественно-творческих умений и навыков.
- Раскрыть методику поурочного и тематического планирования и организацию занятий по изготовлению мягкой игрушки и сувенирных изделий.
- Выявить методические условия, которые способствуют формированию устойчивых художественно-творческих умений и навыков.
- Разработать систему заданий, направленных на формирование художественно-творческих умений и навыков.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
- изучение школьных программ по трудовому обучению;
- беседа с учащимися;
- теоретический анализ психологической и технолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальный метод-наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость состоит в том, что предложенные в работе методы формирования художественно-творческих умений и навыков и творческие задания могут быть использованы на уроках трудового обучения и во внеклассной работе.
Достоверность результатов определяется исходными теоретическими и методическими положениями, опорой на научный и дидактический материал.
Вышеперечисленное определяет структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Подробно о педагогике:
Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка
Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, в ...
Школьное краеведение: новые реалии
У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта ш ...
Ловкость как часть координационных способностей
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976). Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия ( ...