В ходе самой работы учащихся нужно помогать им советами, дополнительно показывать приемы работы. По окончании практической работы учащихся нужно подвести ее итоги, указать на допущенные ошибки в работе.
По форме инструктажи могут быть устными, письменными, графическими и письменно-графическими.
Устный инструктаж – это описание учителем порядка и приемов работы.
Формой письменного инструктажа может быть письменная инструкция к работе.
Графического – плакаты, отражающие серии рисунков, показывающих приемы работы и их последовательность.
Формой письменно-графического инструктажа служат технологические карты.
По своему характеру инструктажи делятся на вводные, текущие и заключительные или итоговые.
Вводный инструктаж – направлен на организацию практической работы учащихся. Цель вводного инструктажа – раскрыть учащимся содержание трудовой деятельности в данной предстоящей практической работе. Он включает в себя объяснение предстоящей работы, показ и объяснение приемов контроля за ходом и результатами работы.
Текущий инструктаж проводится во время выполнения учащимися практической работы, которая занимает основное время урока. Его задача – непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся по выполнению задания. Текущий инструктаж осуществляется на основе наблюдений и контроля учителя за действиями учеников. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, указывает на ошибки, помогает найти их причины, подсказывает порядок выполнения работы, напоминает о требовании техники безопасности, подсказывает какие-то идеи. Даже если дети работают каждый над своим изделием и осуществляют индивидуальные замыслы, во время практической работы имеет смысл поддерживать их творческое общение, обмен идеями.
Заключительный инструктаж проводится по окончании практической работы учащихся. Его цель – подвести итог работы, сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.
Подведение итогов работы, ее оценка – очень важный этап урока. На этом этапе осуществляется привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других, формирование доброжелательных отношений в коллективе.
Как и другие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода. Чаще других приемов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением.
Большое значение для углубления знаний и расширения кругозора учащихся имеют посещение выставок и музеев, где дети смогут ознакомиться с различными видами народного декоративно-прикладного искусства.
Рассматривая изделия важно обратить внимание на то, что это Памятники народной культуры, культуры твоего народа.
Такое же бережное отношение необходимо формировать у школьников и в процессе оформления выставок их работ, потому что многие их изделия являются продолжением народных традиций в прикладном творчестве.
Таким образом, обучения на уроках трудового обучения могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного их выбора имеет хорошее знание программы и тех требований, которые можно предъявить школьникам.
Подробно о педагогике:
Праздники в школе как средство эстетического воспитания
Школьный праздник, во-первых, надо рассматривать как самостоятельную форму организации воспитательного процесса; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в - третьих, необходимо различать специфические ос ...
Результаты диагностического исследования
Результаты исследования по методике №1. "Классификация" представлены в таблице 1. Таблица 1 Методика №1. "Классификация" Результаты исследования Уровень развития Высокий Средний Низкий Количество детей 0 10 10 По данным таблицы 1, низкий уровень отмечается у 50% детей (10 челове ...
Общие требования к методам обучения
Целесообразность применения того или иного метода (методического приёма) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями. Соответствие п ...