Современные инновации в сфере общего образования

Страница 1

Начиная с 1992 года, в России реформируется система общего образования. На сегодняшний день в данной сфере разворачивается несколько проектов изменений, наиболее широко распространенные из них: развивающее обучение, единый государственный экзамен (ЕГЭ), профильное обучение.

Основателем того, что позже стало оформляться как развивающее обучение, был Лев Семенович Выготский [22]. Теоретическая база взаимоотношения обучения и развития была заложена им в 30-е годы. В последующие тридцать лет, вплоть до 60-х годов А.Леонтьев, П.Гальперин, Л.Занков, Д.Эльконин, А.Запорожец разрабатывали основы обучающего эксперимента. В начале 90-х годов эта система стала называться педагогикой развития [23].

I. Актуальность развивающего обучения

Перемены, происходящие в нашем обществе, привели к изменению социального заказа в системе образования. Сейчас обществу необходим человек, обладающий не только прочными глубокими знаниями, но и способный к саморазвитию, самореализации творческих возможностей. В концепции модернизации Российского образования выделена основная цель общего среднего образования - это «подготовка разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию» [24]. Научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружения учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработки умения и потребности самостоятельного добывания знаний.

Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями.

Л.С. Выготским [22] были выделены основные характеристики (параметры) действия, систематическое воспитание которых должно быть обеспечено в процессе обучения. К первичным параметрам относятся следующие свойства: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения.

На базе первичных образуются вторичные параметры:

• разумность, т.е. понимание оснований действия, которая обеспечивается его развертыванием при замедленном выполнении и обобщением;

• сознательность, т.е. умение выразить действие в слове; она выражается отношением к действию с точки зрения других людей;

• критичность как свобода от сбивающих влияний за счет опоры на подлинные основания действия.

Опираясь на представления Л.С. Выготского о ведущем значении для умственного развития содержания усваиваемых знаний, был сделан вывод, что уже в начальной школе содержание учебной деятельности должно быть направлено на усвоение теоретических знаний как системы научных понятий, овладение которыми развивает у учащихся основы теоретического мышления и сознания. Нацеленность учебной деятельности в практике развивающего обучения на усвоение теоретических знаний открывает реальные пути для развития мышления и связанных с ним познавательных интересов личности [25].

II. Результаты и эффекты, предполагаемые внедрением развивающего обучения

Развивающее обучение направлено на воспитание из каждого ученика субъекта собственной жизни, человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные способы их решения.

«Школа может преследовать две цели, - говорит Михаил Дюкарев, директор школы N91 города Москвы, первой школы, начавшей работать в рамках педагогики развития. - Либо школа растит хороших, дисциплинированных исполнителей, способных выполнять инструкции, либо готовит людей творческих, способных решать проблемные задачи. Развивающее обучение работает на вторую цель» [23]. Обучение в школе РО направлено на усвоение научных понятий. Именно в результате их усвоения психические функции приобретают свойства произвольности и осознанности. Эти свойства Л.С. Выготский назвал «основными новообразованиями школьного возраста» [26].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку в начальной школе
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, - обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает использование активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного пост ...

Работа с родителями на современном этапе образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Эта приоритетная тема нашла глубокое отражение и в «Концепции модернизации рос ...

Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято назыв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru