Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника [35].
I. Актуальность профильного обучения
Профильное обучение направлено на осознанное самоопределение выпускников школ в направлении дальнейшего обучения и подготовку его по выбранному направлению. Российская школа до введения инноваций не могла обеспечить достаточный уровень подготовки учеников для поступления в ВУЗы. Кроме того, выпускнику школы сложно было определиться с будущей профессией после изучения школьной программы, чаще всего, в таком случае, выбираются модные профессии, которые не всегда соответствуют наклонностям выпускника. Впоследствии человек понимает, что мифы о профессии не соответствуют реальности, разочаровывается и либо бросает учебу, либо занимается тем, что ему не по душе.
II. Результаты и эффекты, предполагаемые внедрением профильного обучения
Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своего дальнейшего обучения. Задача профилизации - создать такие условия, чтобы каждый ученик самоопределился, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. Сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, что он получит такой уровень подготовки, который обеспечит ему возможность поступить в соответствующее учебное заведение [36].
III. Механизмы реализации профильного обучения
Для эффективной реализации идеи профильного обучения используются:
Новые организационные форматы обучения.
Новые системы оценивания.
Новое содержание профильных и элективных курсов.
Новый тип учебных отношений «учитель-ученик».
A. Организационные форматы профильного обучения
На сегодняшний день сложилось четыре организационных модели введения профильного обучения. Их подробности описал заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко [37].
Первая модель - открытие различных однопрофильных школ старшей ступени, то есть ученики 10-11 классов готовятся по единому для всех профилю. Формируются даже новые типы образовательных учреждений - отдельные школы третьей ступени.
Второй вариант организации профильного обучения отличается тем, что в рамках одного образовательного учреждения действуют несколько профильных классов, например, гуманитарный, информационно-технологический, социально-экономический, естественнонаучный и т.д. Эта модель начала складываться еще в 90-е гг.
Третья модель подразумевает профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов учащихся. На старшей ступени учащимся предлагается несколько учебных курсов независимо от того, связаны ли они общей направленностью. Можно выбрать и математику, и литературу одновременно, что не позволяет подвести под одно определение название профиля для такого ученика.
Четвертая модель – это сетевое взаимодействие школ. Учащимся предлагается выбрать учебный курс не только в школе, но и за ее пределами. Другими словами, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях, а часть курсов осваивает дистанционно. Как показал эксперимент, данная модель наиболее характерна для сельских образовательных учреждений.
Подробно о педагогике:
Личностная готовность
В 6-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: у старших дошко ...
Активное и интерактивное обучение студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно пов ...
Анализ констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии. В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в проце ...