Современные инновации в сфере общего образования

Страница 2

III. Механизмы реализации развивающего обучения

Развивающее обучение предполагает:

Новое содержание образования.

Новый формат изучения материала - метод учебной задачи.

Коллективно-распределенная учебная деятельность.

Новый тип учебных отношений «учитель-ученик».

Новые стандарты оценивания.

A. Новое содержание образования в развивающем обучении

Кардинальное отличие школ РО от традиционных состоит в том, что детям не дают готовых знаний. В ходе совместной работы знания рождаются и осваиваются. Дети переоткрывают то, что уже известно в культуре [23].

Основу содержания образования составляет система научных понятий, определяющая принципы построения тех действий, способами, осуществления которых предстоит овладеть ученику, а не набор правил, регламентирующих каждый из этих способов. Обучение строится так, что каждый следующий шаг ребенка - это преодоление непонимания, недостаточного знания, старых способов работы. Все время ищется новое и формируется готовность к тому, что ситуация всегда противоречива. Для этого нужна система дидактических условий [23]:

- умения слушать, читать, наблюдать;

- умения классифицировать, обобщать;

- навык самоконтроля.

B. Метод учебной задачи

Учебная деятельность детей, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение теоретических знаний, и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью у младших школьников. В процессе ее осуществления происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка [27].

Первое описание структуры такой деятельности в ее развернутой форме дал Д.Б. Эльконин. Согласно этому описанию, «она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

1) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

2) учебные действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

3) действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;

4) действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте» [28].

Необходимым начальным этапом разворачивания поисковой деятельности учеников является постановка перед ними учебной задачи, принятие ее школьниками, затем организуется решение, фиксируется в модели найденный способ, оценивается найденное решение. Учебной называется такая практическая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач подобного типа [29].

C. Организационный формат коллективного учебного диалога

Развивающее обучение предусматривает коллективный учебный диалог как основную форму работы в начальной школе. Учебная деятельность реализуется посредством выполнения школьниками соответствующих действий. Согласно общей закономерности интериоризации, первоначальной формой учебных действий является их развернутое коллективное выполнение на внешне представленных объектах.

Первый этап учебной деятельности приходится на начальное образование, когда у учащихся эта деятельность осуществляется в основном в коллективно-распределенной форме групповым или коллективным субъектом. Для того, чтобы каждый ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами [29].

D. Новый тип учебных отношений «учитель-ученик»

В технологии РО в отношениях «учитель-ученик» важно рассматривать ребенка не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Роль ученика в учебно-поисковой деятельности состоит в наиболее полной реализации создаваемых учителем предпосылок для осуществления поиска. Такое распределение «обязанностей» между учителем и учеником обуславливает характер отношений между ними, которые строятся по типу делового партнерства, сотрудничества. Учитель включается в поисковую деятельность учеников и организует её «изнутри». Для этого необходимо выполнение двух условий: во-первых, учитель должен стать реальным участником современного поиска, а не его руководителем. Во-вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения. Учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который приобретает характер совместно-распределенной деятельности [30].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Психолого-педагогическое обоснование проекта
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту. Успех учебно-воспитательной работы со ...

Особенности методики
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидакти­ческими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен­ности. Ломоносов отрицал распростра ...

Дидактическая игра на уроке математики
По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: ученики, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще нелюбимым предметом. Увеличение умственной ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru