Современные инновации в сфере общего образования

Страница 8

D. Новый тип учебных отношений «учитель-ученик»

Признание права учащегося на самостоятельный выбор подразумевает отказ от жесткого управления учебно-воспитательным процессом. В данном случае происходит взаимодействие, при котором ученик выступает не как объект, а как субъект управления. Такой подход позволяет личности полностью сохранить свободу выбора решения, помогает формированию у учащихся рефлексивной культуры, основным показателем которой является способность личности работать в условиях неопределенности. Рефлексивная культура характеризуется готовностью и способностью человека к следующим действиям:

творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;

обретать новые смыслы и ценности;

адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;

ставить и решать неординарные практические задачи.

Сегодня никто не оспаривает, что профильное образование требует другого учителя, отличного от школьного, с иными функциями и иным отношением к субъекту и предмету обучения. Прежде всего, он должен уметь создавать многомерную образовательную среду, учитывающую индивидуальные склонности и запросы, а также различия учеников.

Рис.3

Рассматривается вариант, когда в профильной школе присутствует «Мастер» - взрослый, который реально включен в профессиональную деятельность по профилю, обладает определенным статусом в своей сфере, имеет достижения. При этом для организации образовательного процесса здесь необходим тьютор, который сможет переложить умения мастера в педагогический слой (рис.3). Сложность заключается в поиске таких мастеров, готовых работать в школе. Тьюторское сопровождение школьников может выступать методом «ненасильственного» управления учебным процессом [40].

IV. Наблюдаемые результаты и эффекты профильного обучения

На сегодняшний день еще нет публикаций по результатам внедрения профильного обучения в школы. Социологические исследования участников эксперимента показали, что абсолютное их большинство (96 процентов) поддерживает идею предпрофильной подготовки и внедрения профильного обучения.

V. Инновационный характер профильного образования

Профильное обучение является на сегодняшний день основной инновационной волной в общем образовании. Основной социально-образовательной идеей профильного обучения является создание условий для самоопределения старших школьников в отношении будущего образования, воспитание мобильности, способности выбирать и нести ответственность за свой выбор. Для отечественной школы новыми являются идеи максимальной индивидуализации обучения в старшей ступени школы, создания условий для самоопределения выпускников, специализированная подготовка к выбранной профессии и появление в школе межпредметных и внепредметных курсов. Если рассматривать профильное обучение по фазовой схеме инновационного цикла (рис. 1), то сегодня создаются технологии для его массового производства (внедрения).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Подробно о педагогике:

Психолого-педагогическое обоснование проекта
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту. Успех учебно-воспитательной работы со ...

Самоанализ урока музыки
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки!" Урок дан по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной в 4 классе. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвяз ...

Роль наставника в обучении воспитанников
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспита ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru