Грамматические игры рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки. Эти упражнения имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество детей, вызвать их активность и наглядно показать результат соревнования. Они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. Игры-упражнения позволяют сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной.
Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена предшествующими ей упражнениями. Для нее должно быть оставлено достаточно времени.[9]
Грамматические игры преследуют следующие цели:
· научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
· создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
· развить речевую активность и самостоятельность учащихся.[6,112]
Звуковая и буквенная система русского и армянского языков различны. Родной, армянский язык имеет интерферирующее влияние на процессы чтения и письма на русском языке.
Основная масса звуков в русском и армянском языках тождественна, однако в произношении целого ряда русских звуков и их сочетаний ученики серьезно затрудняются, потому что эти звуки им не знакомы. К тому же дело осложняется непривычным для уха ребенка перемещением ударения в русских словах с одного слога на другой.[3,238] Мы рассмотрим некоторые специфические ошибки, которые допускают учащиеся 2-го класса армянской школы:
· Ошибаются в написании слов с буквами е, ё, я, ю, ы, ш, щ, ь, Ъ
· Ошибаются в написании сочетаний жи, ши, чи, щи
· Ошибаются в написании слов с безударными гласными
· Ошибаются в написании слов с непроизносимыми согласными и т.д. [3,253]
· Ошибки связанные с неразличением Ы и И
Отметим, что во втором классе буквы Ы и И обучаются в течение одного урока. В учебнике приведены примеры написания слов и с буквой Ы, и с буквой И (сыр, мыло, сын, сито, дым, тир и т.д.).[1,50] Мы считаем, что целесообразно применять наглядный метод обучения. Заранее учитель готовит карточки с этими словами и развешивает по классу. Учитель дает стихотворения, в которых есть пары слов с буквами Ы и И (например скороговорка Мыла Мила мишку мылом, Мыло Мила уронила, Уронила Мила мыло – Мишку мылом не домыла и т.д.).
Грамотное письмо на русском языке – сложный и трудный процесс для учащихся армян. Армянское правописание фонетическое, т. е слова пишутся, так как слышатся. Русское же правописание – морфологическое. И для ученика второго класса все сложности правописания не объясняются. Учитель просто должен сказать, что это слово пишется так. [3,252]
Разные фонетические игрыпомогают тренировать учащихся в произнесении русских звуков, которые отсутствуют в армянском языке, научить учащихся громко и четко читать стихи.
С помощью игры «предлоги» мы закрепляем или повторяем урок предлогов. Она дает возможность не только повторить, но и передохнуть во время напряженного занятия.
Один игрок встает к доске и поворачивается к классу спиной – он не должен видеть, что будут делать другие игроки. Учитель поочередно вызывает учеников, отдавая команды:
«Арам, встань посередине класса.
Анна, встань за Арамом.
Алекс, встань перед Арамом.
Анаит, встань около Алекса.
Соня, встань рядом с Анной.
Саргис, встань между Анной и Соней».
Игрок, который стоит у доски, внимательно слушает команды ведущего и рисует на доске схему, записывая имена игроков в правильном порядке. В какой-то момент учитель останавливается и спрашивает у него, например: «Кто стоит между Алексом и Анной?». Если игрок нарисовал схему правильно, то и в ответе не будет ошибки.[11]
Иногда дети не могут запоминать формы множественного числа имени существительных. Это, прежде всего, связано с тем, что есть различия в образовании множественного числа в армянском и русском языках. В армянском языке множественное число существительных образуется при помощи прибавления существительному единственного числа частицы. А в русском языке определенной формы образования множественного числа нет. Мы предлагаем игры, при помощи которых дети могут запоминать эти формы.
Подробно о педагогике:
Понятие и сущность моделирования образовательной
среды
Моделирование (от французского «образец», «прообраз») - это метод научного исследования заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала. Так определяет пон ...
Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические
системы и место дидактических игр в них
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную осо ...
Отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и навыков у
дошкольников
Наш детский сад в течение 2008-2009 учебного года работает над проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела "Трудовое воспитание" является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой "Детство". Организация процесса по ...