Обучение практическому употреблению категорий единственного имножественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшеговремени

Актуально о образовании » Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи » Обучение практическому употреблению категорий единственного имножественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшеговремени

Страница 1

На фронтальных занятиях логопед обучал детей различать единственное и множественное число существительных. Речевой материал подбирал в строгой последовательности от простого к сложному.

Вначале дети усваивали значения одушевленности и неодушевленности предметов.

Для этого он объяснял, что одни слова могут обозначать живые предметы, которые отвечают на вопрос «кто?». Другие слова – неживые и отвечают на вопрос «что?».

На занятии логопед выставлял на доску картинки (птица, лампа, собака, стул, мальчик, медведь). Дети по очереди подходили к доске, отбирали и ставили картинки, отвечающие на вопрос «кто?» - вправо, а на вопрос «что?» - влево. Дошкольники объясняли логопеду свой выбор.

Для закрепления знаний об одушевленных и неодушевленных предметах, дети придумывали слова и называли их. Затем логопед научил детей различать мужской и женский род существительных. Показывая детям предметную картинку «дом», логопед пояснил, что этот предмет мужского рода и про него можно сказать – он. На другой картинке изображена «чашка». Этот предмет женского рода («чашка» - она). Для закрепления рода существительных логопед провел игру «Назови предмет». Сначала дети называли предметы, находящиеся в кабинете, про которые можно сказать «он», а потом предметы, про которые можно сказать «она». Дети справились с заданием.

Отработанные грамматические формы (одушевленный и неодушевленный, мужской и женский род) логопед подчинял грамматическим конструкциям единственного и множественного числа. С этой целью он подобрал пары картинок:

- существительные единственного и множественного числа мужского рода (арбуз-арбузы, карандаш-карандаши, заяц-зайцы, петух-петухи);

- существительные единственного и множественного числа женского рода (лампа-лампы, сумка-сумки, коза-козы, девочка-девочки).

Дети называли парные картинки, а логопед пояснял, что они обозначают один или много предметов.

Далее логопед неоднократно повторял с детьми единственное и множественное число существительных применяя на занятии различные игровые моменты. В гости к детям пришел Незнайка. Он случайно смешал все картинки, а собрать по парам их не смог. Дети помогали ему, распределяя их на доске в два ряда:

- первый ряд: шкаф, дом, лист, утка;

- второй ряд: шкафы, дома, листья, утки.

При этом дошкольники уточняли, чем отличаются серии картинок первого и второго рядов (шкаф – один предмет, шкафы – много предметов).

Для закрепления у детей полученных знаний, логопед провел с ними соревнование «Кто больше назовет слов!». Дети разделились на две команды. Одна команда называла слова в единственном числе, а другая – во множественном числе. Выиграла та команда, которая назвала больше слов.

Затем дошкольники самостоятельно сравнивали и называли пары слов без наглядной опоры:

зал-залы дом-дома

карандаш-карандаши ручка-ручки

помидор-помидоры волк-волки

птица-птицы коса-косы

Дети медленно усваивали материал, особенно Саша и Рома, которые допускали ошибки в использовании множественного числа существительных («волка», «домы»).

В тетради для вечерних занятий воспитателя логопед записывал задания, направленные на устранение этих ошибок:

- провести игру «Один-много» (ваза-вазы, торт-торты, грач-грачи, оса-осы);

Составить предложения, используя слова: волки, дома, листья (В лесу живут волки. Вдали виднелись дома. На деревьях пожелтели листья).

После неоднократно проведенных практических заданий, дети научились употреблять в речи множественное число существительных.

Затем логопед учил детей пользоваться в речи глаголами единственного и множественного числа, прошедшего и настоящего времени.

Логопед вводил в активный словарь детей названия действий. Для этого он объяснил им, что существую слова, которые обозначают действия или состояние предмета (собака бежит, лягушка прыгает, помидор краснеет).

Особое внимание логопед уделял употреблению одних и тех же глаголов в настоящем и прошедшем времени. Он учил детей правильно использовать грамматическую форму глагола. Для этого он рассказал им, что к словам обозначающим действия, происходящие в настоящее время, можно задавать вопросы: что делает? (кошка прыгает, играет, царапается); что делают? (кошки прыгают, играют, царапаются). К действиям предмета, которые уже произошли, задаются вопросы: что делал(а)? (кошка прыгала, играла, царапалась); что делали? (кошки прыгали, играли, царапались). Логопед на занятие принес клетку с попугайчиком, за которым дети внимательно наблюдали. Затем логопед задавал вопросы, а дети подбирали слова-действия:

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Особенности деятельности педагога-организатора в общеобразовательной школе
Педагог-организатор содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся, воспитанников, детей в учреж ...

Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Ч ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru