- Попугайчик что делает сейчас? (клюет, прыгает, поет).
- А что попугайчик делал вчера? ( клевал, прыгал, пел).
Далее логопед просил дошкольников придумать с названными словами-действиями предложение. Что делал попугайчик? (Попугайчик клевал корм в кормушке. Попугайчик прыгал по клетке).
Для повторения грамматических конструкций существительное+глагол в единственном и множественном числе, логопед показывал сюжетные картинки, а дети их называли:
самолет летит – самолеты летят
белка прыгает – белки прыгают
лодка плывет – лодки плывут
мальчик рисует – мальчики рисуют
После этого дошкольники без наглядной опоры называли эти же фразы, но в прошедшем времени. Логопед задавал им вопросы : что делал(а)? что делали?. Дети отвечали:
самолет летел – самолеты летели
белка прыгала – белки прыгали
лодка плыла – лодки плыли
мальчик рисовал – мальчики рисовали
Затем дошкольники составляли предложения с изученными фразами (Лодка плыла по реке. Белки прыгали по деревьям. Самолет летит в небе. Мальчики рисуют картину).
Логопед усложнял детям задание: закончить предложение, называя слова-действия в соответствующей форме:
На крыльце кошка (что делает?)….сидит.
На крыльце кошка (что делала?) …сидела.
В небе аист (что делает?) … летит.
В небе аист (что делал?) … летел.
В конце I периода обучения логопед провел закрепляющее занятие в рамках лексической темы : «Игрушки».
Тема: «Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа».
Цели:
1. Закрепление понимания мужского и женского рода существительных.
2. Практическое употребление глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе.
3. Составление простых предложений.
4. Развитие внимания, мышления.
Оборудование: игрушки: самолет, голубь, жук, вертолет, бабочка, муха, стрекоза, сорока; конверты с разрезными картинками; кукла Незнайка.
Ход занятия:
I.Оргмомент.
Дети взяли по одной игрушке, лежащей на столе, называли её и садились на место.
II.Введение в тему.
1. Логопед просил детей назвать те игрушки, про которые можно сказать «он» (самолет, голубь, жук, вертолет); «она» (бабочка, муха, стрекоза, сорока).
2. Логопед уточнял, какие действия могут выполнять все эти игрушки(летать).
Дети отвечали на вопросы, называя каждый свою игрушку и слово-действие:
Бабочка что делает? … (летает).
Самолет что делает? … (летает).
Бабочка что делала? … (летала).
Самолет что делал? …. (летал) [50].
III. Физминутка.
Логопед раздал ребятам бумажные самолетики. Дети ходили по кабинету, изображая летящие самолеты. По команде логопеда: «Летит!», дети отвечали: «Самолет летит». По другой команде: «Летят!» - соответствующий ответ: «Самолеты летят».
При этом дети шагали ритмично, проговаривая стихотворение:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме!
IY. Закрепление материала.
1. В гости к детям пришел Незнайка и принес конверты с разрезными картинками. Дети собирали их и составляли по ним предложения:
Собака лежит на траве.
Девочка играет с куклой.
Мальчики собирают пирамидку.
Незнайка задал вопросы:
Что делала собака? (Собака лежала на траве).
Что делала девочка? (Девочка играла с куклой).
Что делали мальчики? (Мальчики собирали пирамидку).
Дети проговаривали новые предложения.
2. Незнайка провел игру «Кто самый внимательный?»
Он произносил: кошка мяукает; едем на машине; ягоды краснели; собака лает; самолет летит; утки плавали; мы хлопали в ладоши.
Дети хлопали в ладоши, когда слышали слова-действия, происходившие давно.
Y. Итог занятия.
Логопед задавал детям вопросы:
- Чем вы занимаетесь в детском саду? (Рисуем, поем, играем, танцуем, бегаем…)
- Дети, что вы делали сегодня утром? (Мы умывались, заправляли постели, завтракали, одевались …).
Во II периоде обучения логопед усложнил работу с глаголами. Он учил детей изменять формы глаголов III лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа (он идет – я иду – мы идем).
С помощью игры «Он и мы» дошкольники учились преобразовывать формы глаголов III лица единственного числа в форму I лица множественного числа. Среди детей логопед выбирал ведущего. Ведущий называл слова-действия, а остальные дети говорили эти же слова, используя другое лицо глагола:
Подробно о педагогике:
Анализ степени исследованности проблемы
Лингвисты - Р.А.Аванесов, Г.О.Винокур, В.А.Богородицкий, И.Л.Бодуэн де Куртене, А.Н.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Ф. де Соссюр, А.И.Томсон, Л.В.Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения. По Ф.Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторон ...
Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...
Понятие «личность» в российской педагогике
Вторая половина XIX в. явилась важным периодом в истории российской педагогики, долгое время находившейся под значительным влиянием западноевропейской науки. Благодаря деятельности П.Г. Редкина, П.Д. Юркевича, Н.И. Пирогова и других выдающихся представителей общественно-педагогического движения пос ...