Обучение практическому употреблению категорий единственного имножественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшеговремени

Актуально о образовании » Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи » Обучение практическому употреблению категорий единственного имножественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшеговремени

Страница 2

- Попугайчик что делает сейчас? (клюет, прыгает, поет).

- А что попугайчик делал вчера? ( клевал, прыгал, пел).

Далее логопед просил дошкольников придумать с названными словами-действиями предложение. Что делал попугайчик? (Попугайчик клевал корм в кормушке. Попугайчик прыгал по клетке).

Для повторения грамматических конструкций существительное+глагол в единственном и множественном числе, логопед показывал сюжетные картинки, а дети их называли:

самолет летит – самолеты летят

белка прыгает – белки прыгают

лодка плывет – лодки плывут

мальчик рисует – мальчики рисуют

После этого дошкольники без наглядной опоры называли эти же фразы, но в прошедшем времени. Логопед задавал им вопросы : что делал(а)? что делали?. Дети отвечали:

самолет летел – самолеты летели

белка прыгала – белки прыгали

лодка плыла – лодки плыли

мальчик рисовал – мальчики рисовали

Затем дошкольники составляли предложения с изученными фразами (Лодка плыла по реке. Белки прыгали по деревьям. Самолет летит в небе. Мальчики рисуют картину).

Логопед усложнял детям задание: закончить предложение, называя слова-действия в соответствующей форме:

На крыльце кошка (что делает?)….сидит.

На крыльце кошка (что делала?) …сидела.

В небе аист (что делает?) … летит.

В небе аист (что делал?) … летел.

В конце I периода обучения логопед провел закрепляющее занятие в рамках лексической темы : «Игрушки».

Тема: «Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа».

Цели:

1. Закрепление понимания мужского и женского рода существительных.

2. Практическое употребление глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе.

3. Составление простых предложений.

4. Развитие внимания, мышления.

Оборудование: игрушки: самолет, голубь, жук, вертолет, бабочка, муха, стрекоза, сорока; конверты с разрезными картинками; кукла Незнайка.

Ход занятия:

I.Оргмомент.

Дети взяли по одной игрушке, лежащей на столе, называли её и садились на место.

II.Введение в тему.

1. Логопед просил детей назвать те игрушки, про которые можно сказать «он» (самолет, голубь, жук, вертолет); «она» (бабочка, муха, стрекоза, сорока).

2. Логопед уточнял, какие действия могут выполнять все эти игрушки(летать).

Дети отвечали на вопросы, называя каждый свою игрушку и слово-действие:

Бабочка что делает? … (летает).

Самолет что делает? … (летает).

Бабочка что делала? … (летала).

Самолет что делал? …. (летал) [50].

III. Физминутка.

Логопед раздал ребятам бумажные самолетики. Дети ходили по кабинету, изображая летящие самолеты. По команде логопеда: «Летит!», дети отвечали: «Самолет летит». По другой команде: «Летят!» - соответствующий ответ: «Самолеты летят».

При этом дети шагали ритмично, проговаривая стихотворение:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме!

IY. Закрепление материала.

1. В гости к детям пришел Незнайка и принес конверты с разрезными картинками. Дети собирали их и составляли по ним предложения:

Собака лежит на траве.

Девочка играет с куклой.

Мальчики собирают пирамидку.

Незнайка задал вопросы:

Что делала собака? (Собака лежала на траве).

Что делала девочка? (Девочка играла с куклой).

Что делали мальчики? (Мальчики собирали пирамидку).

Дети проговаривали новые предложения.

2. Незнайка провел игру «Кто самый внимательный?»

Он произносил: кошка мяукает; едем на машине; ягоды краснели; собака лает; самолет летит; утки плавали; мы хлопали в ладоши.

Дети хлопали в ладоши, когда слышали слова-действия, происходившие давно.

Y. Итог занятия.

Логопед задавал детям вопросы:

- Чем вы занимаетесь в детском саду? (Рисуем, поем, играем, танцуем, бегаем…)

- Дети, что вы делали сегодня утром? (Мы умывались, заправляли постели, завтракали, одевались …).

Во II периоде обучения логопед усложнил работу с глаголами. Он учил детей изменять формы глаголов III лица единственного числа на форму I лица единственного и множественного числа (он идет – я иду – мы идем).

С помощью игры «Он и мы» дошкольники учились преобразовывать формы глаголов III лица единственного числа в форму I лица множественного числа. Среди детей логопед выбирал ведущего. Ведущий называл слова-действия, а остальные дети говорили эти же слова, используя другое лицо глагола:

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Анализ степени исследованности проблемы
Лингвисты - Р.А.Аванесов, Г.О.Винокур, В.А.Богородицкий, И.Л.Бодуэн де Куртене, А.Н.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Ф. де Соссюр, А.И.Томсон, Л.В.Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения. По Ф.Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторон ...

Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...

Понятие «личность» в российской педагогике
Вторая половина XIX в. явилась важным периодом в истории российской педагогики, долгое время находившейся под значительным влиянием западноевропейской науки. Благодаря деятельности П.Г. Редкина, П.Д. Юркевича, Н.И. Пирогова и других выдающихся представителей общественно-педагогического движения пос ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru