Недостаточное внимание к развитию чувственно-эмоционального опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте, согласно В.А. Сухомлинскому, может привести к «эмоциональной толстокожести».
Учитывая это условие, важно организовывать такие формы работы с младшими школьниками, которые в нужной мере могут повлиять на их эмоциональную сферу. Примерами таких форм являются:
- творческие и ролевые игры («Журналист на улице», «Тайный друг», «Навестим больного», «Опоздал на урок», «Зазвонил телефон», «Помиримся» и др.);
- чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);
- решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к. его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»);
- различные операции («Сувенир», «Праздник школы», «День учителя», «Праздник семьи») и множество других интересных форм.
Эффективность использования данных форм была доказана нами в ходе исследования. Нами использовались такие формы, как классный час на тему «Уроки нравственности» (см. приложение Д), воспитательное мероприятие «Путешествие в город Вежливых» (см. приложение Е) и также ряд игр в интеграции с учебной деятельностью в школе: «Добрые слова» (см. приложение Ж), «Ручеек» (см. приложение К), «Комплименты» (см. приложение Л).
По итогам контрольной диагностики, количество учащихся с высоким уровнем нравственной культуры возросло в 3 раза. До проведения мероприятий оно составляло 20,8 %, а после – 65,3 %. Количество учащихся со средним уровнем нравственной культуры снизилось больше, чем в два раза: было – 70,9 %, стало – 30,6 %. То же можно сказать и про учеников с низким уровнем данного качества: было – 8,3 %, стало – 4,1 %.
Используя различные формы и методы воспитания нравственной культуры школьника, в своей работе мы ориентировались на следующие направления:
· Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.
· Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).
· Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.
Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры личности у младших школьников будет осуществляться успешно, если эта работа проводится педагогом систематично и целенаправленно. В этих целях им продумана и организовывается на практике система воспитательных дел, включающая беседы, КТД, классные часы, праздники, уроки нравственности, чтение литературных произведений, особенно сказок, игры и др.
Подробно о педагогике:
Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений
в развитии детей
Содержание учебного материала Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования пози ...
Цели и содержание обучения письменной речи
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержа ...
Содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в
процессе обучения проектированию одежды
Экспериментальной базой для выявления использования проектной деятельности являлась МОУ средняя общеобразовательная школа № 16. Во время практики были проведены уроки в 11 классах по разделу "Проектирование и изготовление одежды". Из предложенного банка проектов, учащиеся выбрали проект & ...