Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Наблюдение, свидетельствующее о том, что умственные способности людей не равны, старо как мир. Так же давно замечено, что диапазон этих различий довольно велик – от высоких степеней одаренности до крайних пределов умственной отсталости. На протяжении многих тысячелетий не было секретом и то, что различия эти проявляются уже в детстве.
Естественно, что исследователей издавна интересовал вопрос происхождения этих различий. Первым было заключение об их божественном происхождении. Долгое время одаренность рассматривали как божественный дар. Минуя понятие «божественный дар», объяснить достижения выдающихся художников, поэтов и ученых в эту пору возможным не представлялось.
Трактаты о гении философов, начиная с Платона и Аристотеля и включая их многочисленных последователей в более поздние времена, содержат много интересных фактов, наблюдений, а также выявленных на основе этого закономерностей. Однако разрабатывалось все это отдельно от педагогической практики. Общественное производство, а, следовательно, и сама педагогическая практика не требовали четкой дифференциации и диагностики способностей. Поэтому к проблеме гения и гениальности исследователи вплоть до начала XIX века обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих философских проблем творчества. Важно отметить и то, что на протяжении многих веков право называться творческими признавалось лишь за двумя видами деятельности: художественной и научной. Соответственно этому основными сферами реализации одаренности считались лишь искусство и наука. Упоминание о практической одаренности (политиков, военачальников и др.) встречается уже у Аристотеля, однако предметом серьезных исследований это стало только в XIX веке.
Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек – «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.
Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно дворянскому титулу.
Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Ребенок подобен «чистой доске», без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.
Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк – от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.
Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как «универсальная способность» (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности.
Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность – интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, что выдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; М.В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником; А.С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долго продолжать.
Подробно о педагогике:
Наглядность, используемая на уроках немецкого языка
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаи ...
Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...
Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенк ...