Термин "фольклор", который в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж. Томс, в переводе означает " народная мудрость". В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (жилье, одежда, кулинарные рецепты), русские ученые и их единомышленники в других странах фольклором считают устное народное творчество – поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Такой подход учитывает художественную природу фольклора как искусства слова.
По характеру связи с народным бытом различают фольклор обрядовый и необрядовый. Сами исполнители фольклора придерживаются иной классификации. Для них существенно, что одни произведения поются, другие – сказываются. Ученые-филологи все произведения фольклора относят к одному из трех родов – к эпосу, лирике или драме, как это принято и в литературоведении.
Некоторые фольклорные жанры связаны между собой общей сферой бытования. Если дореволюционный фольклор весьма четко различался по социальной принадлежности его носителей (крестьянский, рабочий), то теперь более существенны возрастные отличия. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор – игровой (жеребьевки, считалки, различные игровые песенки) и неигровой (скороговорки, страшилки, перевертыши).
Детский фольклор – это область устных словесных произведений, исполняемых исключительно детьми и не входящих в репертуар взрослых. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Выделение детского фольклора из обширной области народной словесности подсказано специфическими его особенностями. Детский фольклор заключает в себе такие жанры, которых нет в устной словесности взрослых. Бытование произведений детского фольклора и носители его также различны в сравнении с тем, что мы знаем о фольклоре взрослых.
Также можно выделить ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.
Во – первых, большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей.
Во – вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства.
Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хоровых песен ("А мы просо сеяли", "В хороводе были мы") без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых.
В – третьих, весь детский фольклор вызван к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа" (Г.С. Виноградов). С помощью детского фольклора от поколения к поколению передаются представления о жизни, о нравственности, практический опыт, решаются задачи развития и воспитания детей.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора.
Подробно о педагогике:
Праздники в школе как средство эстетического воспитания
Школьный праздник, во-первых, надо рассматривать как самостоятельную форму организации воспитательного процесса; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в - третьих, необходимо различать специфические ос ...
Семья в процессе
социализации подростков
Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-эконо ...
Образно-ассоциативный подход к проектированию костюма
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея ...