Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении.
Задачи:
провести анкетирование педагогов;
изучить учебно-методическую документацию профессионального училища;
выбрать группы для проведения эксперимента;
провести контрольный срез;
провести количественную и качественную оценку полученных экспериментальных данных
Вся дальнейшая исследовательская работа по проблеме исследования проводилась в ГОУ «Профессиональное училище № 40» г. Белозерска. Училище осуществляет подготовку специалистов с получением начального – профессионального образования. Характеристика ГОУ «Профессиональное училище № 40» приведена в приложении 8.
В рамках экспериментальной работы нами было проведено анкетирование 23 преподавателей и мастеров производственного обучения в Белозерском профессиональном училище №40, с целью определить, является ли существующая традиционная пятибалльная шкала оценивания знаний учащихся эффективной.
В результате обработки анкет (Приложение 9) нам удалось выяснить, что существующая шкала оценивания не удовлетворяет большую часть преподавателей (85%). Это вызывает необходимость применение элементов рейтингового контроля (67%). В настоящее время оценка, скорее, не показатель степени обученности учащегося (молодого специалиста), а отнесение его к одному из трех разрядов: посредственных, успешных или очень успешных товарищей по учебе (коллег). В настоящее время в связи с модернизацией образования существует проблема необходимости научно-обоснованной, детализированой, обладающей четкими критериями обученности оценочная шкала (93%).
В эксперименте принимали участие две группы первого курса. Группа № 132 по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» - 22 учащихся, которую мы выбрали в качестве контрольной группы (Приложение 10) и группа № 133 по профессии «Мастер лесного хозяйства» - 22 учащийся – экспериментальная группа (Приложение 11).
Для этого был проведен анализ групп с целью определения, в равных ли условиях находятся обучаемые экспериментальной и контрольной групп. Итоги анализа приведены в Таблице 1.
Таблица 1 - Анализ экспериментальной и контрольной групп
Группа |
Половой состав |
Средний возраст |
Средний балл по аттестату средней школы |
№ 132 |
м |
16 лет |
3,39 |
№133 |
м |
16 лет |
3,38 |
Выявление уровня подготовки учащихся, половой и возрастной состав позволило определить, что группы отличаются незначительно и это позволило нам проводить дальнейшую экспериментальную работу в группах.
Исследовательская работа проводилась на уроках теоретического обучения по предмету «Черчение». Программа по предмету и перспективно тематический план приведены в приложениях 12, 13.
На этапе констатирующего эксперимента мы использовали методы анкетирования, наблюдения, тестирования, изучения документации.
Эксперимент проводился в три этапа.
Первый этап эксперимента – констатирующий. Целями констатирующего эксперимента было выявить:
1) является ли, с точки зрения преподавателей, существующая традиционная пятибалльная шкала оценивания знаний учащихся эффективной;
2) выяснить какой образовательный настрой у учащихся, мотивы их учебы;
3) выявить эффективность процесса обучения.
Для выявления конечных результатов учебного процесса по предмету «Черчение» на основании анализа литературы в §1.1. - §1.3. и для определения эффективности учебного процесса в качестве критерием мы будем пользоваться внутренними и внешними критериями.
Внутренний критерий:
- академическая успеваемость.
Внешний критерий:
- мотивация обучаемых.
Результаты их должны были свидетельствовать о достижениях обучаемых в экспериментальной и контрольной группах.
Академическую успеваемость мы оценивали согласно методики Ковленко М.И., Пекшева А.Г. по следующим показателям:
- уровень обученности, который рассчитывается по формуле[24, с. 65]:
(1)
- качество обучения, который вычисляется по формуле [24, с. 65]:
(2)
- степень обученности в группе вычисляется по формулы [24, с. 66]:
(3)
где
Подробно о педагогике:
Культура мышления
Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций [43]. Воздействие на субъект выполняет система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знания ...
Методика обучения танцевально-ритмическим движениям
детей младшего дошкольного возраста
Третий год жизни. На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) ещё нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмеча ...
Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную [11,12,13]. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделя ...