Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют психологов и педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации.
В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Еще несколько десятков лет назад С.Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались» [13; 322].
Актуальность темы и необходимость изучения заключается в том, что работать с одаренными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми» детьми, надо немедленно развивать их способности, чтобы они не изжили себя.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психолого-педагогический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества, в том числе и образования. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
Объект исследования: детская одаренность.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· осуществление сравнительного анализа понятий «одаренности»;
· изучение исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов проблем одаренности с древних времен по настоящее время;
· изучение психологических особенностей одаренности, выявление признаков и видов одаренности;
· определение факторов, влияющих на развитие одаренности.
Гипотеза: Своевременное выявление и дальнейшее развитие, обучение и воспитание одаренных детей будет более успешным, если педагог владеет теоретическими знаниями психологии одаренности и критериями ее определения у детей школьного возраста.
Методы исследования:
· теоретический анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме;
· метод обобщения и сопоставления.
Подробно о педагогике:
Понятие иноязычной письменной речи
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой дея ...
Возможности организации групповой работы старшеклассников в процессе
обучения истории
Как было уже отмечено ранее, в методической литературе практически не исследовался вопрос организации группообразования в процессе обучения истории. Среди немногочисленных работ, отражающих данный аспект, можно выделить работы методистов П.А. Баранова, Ю.А. Латышева, М.Л. Несмеловой.[5, 30,61] Расс ...
Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...