Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности

Актуально о образовании » Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми » Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности

Страница 3

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему одаренности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. [3].

Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфордом, Э. Де Боно, Дж. Галлаиром, Дж. Рензулли, П. Торренсом. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению, сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.

И наконец, мы хотим отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей, выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:

· доминирующую роль познавательной мотивации;

· исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

· возможности достижения оригинальных решений;

· возможности прогнозирования и предвосхищения;

· способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки [4; 58].

При этом А.М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». С этим полностью соглашается В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

· задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

· интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

· любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

· быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

· склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;

· проявление общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

· эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д. '

· настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

· творческость – умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.;

· интуитивизм – склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

· сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

· способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п. [6; 37].

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные составляющие одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств.

Из вышесказанного следует, что многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...

Организация правового просвещения в общеобразовательной школе
Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные ...

Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru