Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников

Страница 1

Младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ребёнка, его сторону общения. Стиль общения взрослого определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведённых для занятий и развлечений.

Так, императивный стиль отличается отчуждённой позицией учителя по отношению к детям. Не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребёнок бессознательно стремиться компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребёнка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или ещё к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Не поощряемое взрослым напряжение воли, быстро утомляет и истощает ребёнка, он бессознательно стремится снять напряжение. Однако – бдительное око учителя застаёт врасплох нарушителя дисциплины. Учитель делает замечание, наказывает ребёнка. Исследователи наблюдали работу учителей с разным стилем общения и изучили виды наказаний детей за дисциплинарные нарушения. Оказалось, что учителя с императивным стилем общения делают больше замечаний, записей в дневнике, оценивают поведение на "2", чаще ставят ребёнка у парты, в угол и др.

Учителя с демократическим стилем общения при этом никогда не треплют ребёнка за ухо, не оказывают никакого физического насилия. Они делают устные замечания, строго глядят на ребёнка – нарушителя дисциплины, но, самое главное, они работают с классом, организуя его на учебную деятельность, формируя познавательный интерес.

Было установлено, что дети по-разному отвечают на вопрос: "Почему ты соблюдаешь правила поведения на уроке?", в зависимости от стиля общения: 1. Императивный стиль – ответ: "Я боюсь, что…" Ребёнок боится читателя; он боится, что учитель "будет кричать", "будет ругать" и др. Императивный стиль общения учителя, хотя и оказывает влияние на дисциплину класса, это непродуктивный стиль в плане воспитания личности ребёнка. Этот стиль развивает отрицательную рефлексию – способность соотносить своё поведение с последующими результатами и стремление извлечь из этого максимальную выгоду для самого себя. Ребёнок старается научиться действовать так, чтобы учитель не видел его недисциплинированности, он начинает действовать исподтишка.

Демократический стиль общения порождает мотивы хороших отношений с учителем, мотивы учебной деятельности, мотивы сотрудничества со всем классом. Ребёнок начинает стесняться замечания, т.к. стыдно нарушать правила. Он хочет, чтобы его любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились товарищи. Он начинает стремится к выполнению правил, т.к. это его обязанность, дающая ему возможность пользоваться правом на тишину в классе во время урока.

Опытный учитель не скажет ребёнку "Встань! Ты плохо ведёшь себя". Он скажет иначе: "Кто мешает классу работать? Кот лишает нас права на тишину?" В этом случае поведение ребёнка оценивается с точки зрения его отношения к другим. Хорошее поведение каждого осмысливается как залог успеха всех. Демократический стиль развивает положительную рефлексию – способность соотносить своё поведение с последующими результатами и стремление строить своё поведение, чтобы оно помогало работе всего класса, учителя и самого ребёнка. Анализ стилей общения учителя показал, что единственно продуктивным стилем является демократический.

А как же влияет стиль общения учителя на активность ученика?

Мы можем рассматривать активность во всех её трёх формах: физическая, психологическая, социальная.

Физическая активность: его тонус, потребность в неутомимом движении, ловкость есть показатель здоровья и потенциальных возможностей развития его психики. Здоровый ребёнок любопытен и любознателен. Он жаждет знаний об окружающем его мире. Физическая и психологическая активность ребёнка находится в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребёнок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточн ...

Изучение особенностей процесса общения младших школьников
Общение носит возрастной характер. С возрастом уровень культуры общения повышается, т.к. учащиеся приобретают опыт общения в процессе межличностного взаимодействия, приобретения новой информации в процессе воспитательной работы. Для изучения особенностей общения мы провели диагностическое исследова ...

Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого
С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печа ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru