Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как же увлечь детей изучением языка? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, так как главная задача – научить детей мыслить, рассуждать, говорить. Как говорил знаменитый ученый Д.Карнеги "единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения". И действительно, настоящая роскошь – это и есть умение правильно говорить.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [18, 256].
Я. Корчак отмечает, что "ребенок в этом мире – иностранец; он не знает название городов, направлений улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы, уважайте его незнание" [5, 158]. Поэтому ребенка нужно с младшего возраста обучать правильному общению, но в то же время, если он очень маленький уважать его незнание.
Ведь культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе обучения, включает в себя и культуру общения. Те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, не стремиться всегда быть первым на уроке и в игре и т.п., нельзя воспитывать в узком кругу семьи.
Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении младших школьников [18, 250]. Названный аспект проблемы касается как "домашних" так и "детсадовских" детей, хотя, конечно в разной степени. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для школьного обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных игр под умелым руководством старших.
Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.
Обучение общению младших школьников является условием развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как И.Ф.Исаев, Г.М. Коджаспирова, В.А.Сластёнин, Е.И.Рогов, С.А. Смирнов, А.Н.Сухов, Е.Н. Шиянов. Актуальность проблемы предопределяет цель данного исследования.
Цель исследования – раскрыть сущность общения как психологической категории, вида деятельности и части базовой культуры личности, показать необходимость обучения младших школьников общению как одного из условий развития коммуникативной культуры.
Объектом является процесс обучения общению младших школьников.
Предметом выступают методы, приемы и средства обучения общению школьников.
Гипотеза: обучение общению является условием развития коммуникативной культуры, если:
- обучение направлено на развитие коммуникативной культуры;
- используются необходимые для развития коммуникативной культуры формы, методы и приемы в обучении общению;
- содержание обучения общению соответствует возрастным особенностям учащихся.
Задачи исследования: - раскрыть сущность общения;
- теоретически обосновать понятие коммуникативной культуры;
- изучить подходы к проблеме обучения общению;
- показать влияние общения на развитие коммуникативной культуры.
Методы: теоретического анализа, реферирование, опрос, обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.
Базой исследования выступает Муниципальное образовательное учреждение "СОШ №1 г.Валуйки", в роли испытуемых – учащиеся 3 "А" и 1 "А" классов.
Теоретическая значимость: изучены и обобщены различные подходы к рассмотрению процесса обучения общению; показан процесс обучения общению как условие развития коммуникативной культуры; дана характеристика приемов, методов и средств, используемых в обучении общению; выделены психолого-педагогические условия развития коммуникативной культуры.
Практическая значимость: изучен опыт учителя по организации и обучению общения младших школьников; разработаны методические рекомендации, которые могут применяться для организации работы по обучению общению младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Подробно о педагогике:
Психологические особенности младшего школьника
Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Но этот возраст не всегда соответствует начальному этапу обучения иностранному языку. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненно ...
Краткая биография Корнея Чуковского
Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Жит ...
Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические
системы и место дидактических игр в них
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную осо ...