Овладение коммуникативной культурой, культурой общения дается ребенку нелегко. Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения.
Целесообразно планировать в системе воспитательной работы специальные занятия по обучению младших школьников общению, в связи с чем мы разработали ряд рекомендаций.
В воспитательной работе с детьми назрела необходимость проведения специальных уроков-практикумов по этикету, где ученик мог бы постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах общения, осуществлять выбор собственных действий и, главное – почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил.
Уроки-практикумы включают в себя следующие логически взаимосвязанный компоненты: диалогическое общение; упражнения – тренинги; анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил; диагностику и рефлексию, этические игры, направленные на общение.
Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, т.е. проигрыванию различных ситуаций общения. Они способствуют развитию умений и навыков выбора нужных этических выражений, удобных и красивых.
Занятия ставят своей задачей развивать умения анализировать этические ситуации, вести поиск допущенных речевых ошибок, определять уровень общения, понимания эмоционального состояния людей.
Воспитанность – интегральное качество личности, проявляющееся в его отношениях с другими людьми. Главное на занятиях – пробуждение в личности понимания того, что все правила ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.
Использование опросников и тестовых заданий имеет целью привитие детям потребности в самопознании и самовоспитании, побуждение к самоанализу своих действий, самооценке и самоконтролю собственных переживаний, ощущений, мыслей, размышлений над ними.
Возрастные особенности требуют, чтобы занятия проводились в увлекательной форме, были насыщены игровыми действиями – стимуляторами активности учащихся. Чем ярче и композиционно разнообразнее каждое занятие, тем больше внимания оно оказывает на эмоциональную сферу личности, тем эффективнее оно для нравственного развития учащихся. Поэтому практически на каждом занятии рекомендуется проводить игры.
Примерное планирование содержания занятий по развитию коммуникативной культуры представлено в Таблице :
Таблица План воспитательных занятий по обучению общению
№ п\п |
Тема занятия |
Воспитательные задачи |
Содержание занятия |
1. |
В гостях у Феи Вежи |
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдения правил вежливости, расширить активно используемый запас "вежливых" слов |
Понятие о вежливости. Правила вежливости. Понятия вежливо – невежливо – грубо. Пословицы о вежливости |
2. |
Удивительное слово "здравствуйте" |
Расширить запас активно используемых этических выражений |
Из истории приветствия. Формы приветствия в разное время дня. Правила вежливого приветствия. Стилевые уровни приветствия. Вопросы и ответы при приветствии. Невербальные способы приветствия. |
3. |
Рад тебя видеть |
Закрепить умение употреблять различные слова приветствия, проявлять внимание к радостям и заботам собеседника. |
Формы приветствия с разными людьми: с родными, учителями, со знакомыми, малознакомыми. Уровни проявления уважения к собеседнику в приветствии |
4. |
Вежливая просьба |
Научить детей употреблять вежливые формы обращения с просьбой в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах |
О происхождении слова "пожалуйста".Формы и уровни обращения с просьбой. Обращение с просьбой к ровеснику, старшему, близкому, знакомому и незнакомому. Правило произношения вежливой просьбы: вежливый тон, негромкий голос |
5. |
Очень нужное слово "спасибо" |
Научить детей употреблять слова благодарности и вежливо отвечать на благодарность |
О происхождении слова "спасибо". Смысловое значение слова. Формы и уровни выражения слов благодарности. Вербальные и невербальные способы выражения благодарности: голос, тон, мимика |
6. |
Простое слово "извините" |
Научить детей употреблять различные формы выражения извинений и отвечать на них |
О происхождении форм извинений. Причины извинений. Ответ на извинение. Стилевые уровни произношения извинений. Вербальные и невербальные способы извинений: тон, голос |
7. |
Обращение к человеку |
Научить детей уместно употреблять различные формы обращения к людям в зависимости от ситуаций |
Правила вежливого обращения к людям. Формы и уровни обращения друг к другу, родным, знакомым и незнакомым |
8. |
Секреты "волшебства" речевого этикета |
Помочь учащимся осмыслить, понять личностное значение вежливой речи, выражение уважительного отношения к людям |
О значении вежливой речи. Вежливая речь и культура общения. "Волшебство" речевого этикета |
9. |
Вежливый разговор |
Дать понятие о культуре разговора, познакомить с правилами поведения во время разговора |
Голос и его окраска: нормальная (умеренная) громкость, громко, тихо. Этикетные правила во время разговора: умение внимательно слушать, не перебивать, думать какое слово молвить |
10. |
Веселая контрольная работа по речевому этикету |
Подвести итоги воспитательной работы за год; создать условие для самооценки уровня владения школьниками правилами культурного общения |
Задания: найти этикетные ошибки в различных ситуациях общения. Вставить пропущенные вежливые слова. Тест на вежливость |
Подробно о педагогике:
Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...
Игра как ведущая деятельность детей дошкольного
возраста
Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Все действия детей можно определенным образом сгруппировать и отнести к разным видам деятельности. Деятельностью называется совокупность действий отвечающих одним и тем же побуждениям. Это целостный мотивированный акт поведения. Деяте ...
Психологические аспекты сущности креативности
Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность … должна организовываться таким образом, что бы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии. А. В. Хуторской Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способно ...