Общая характеристика речевого развития младших школьников

Страница 1

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.

Огромное влияние в общении оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.

Поднимать уровень развития реи учащихся.

Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель, на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое. Таким образом, подготовка к общению, развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности учителя.

Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.

Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.

В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.

Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят.

Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.

Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне) [20, 96].

В опорных школах для этих ребят организовывались специальные групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли приобрести соответствующий опыт.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений.

Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы. Свойства этой ступени развития интеллекта – нестандартный подход к уже известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие и т.д. Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению является развитие определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере общения личности: открытости (дивергентности), гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе — на равноправии и взаимоуважении супругов — строились взаимоотношения в семье, что создавало благоприятные условия для установления справедливого распределения труда между мужч ...

Виды практических занятий и методики группового их проведения
Семинарское занятие - это форма учебного занятия, на котором преподаватель организовывает дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Оно проводиться в аудитории или в учебном кабинете с ...

Критерии оценки координационных способностей
Критерий - признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака (Ю.Ф. Курамшин): правильность выполнения движения быстрота результата рациональность движений и дейст ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru