Изучение особенностей процесса общения младших школьников

Общение носит возрастной характер. С возрастом уровень культуры общения повышается, т.к. учащиеся приобретают опыт общения в процессе межличностного взаимодействия, приобретения новой информации в процессе воспитательной работы.

Для изучения особенностей общения мы провели диагностическое исследование на базе 1 "А" и 3 "А" класса МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 г.Валуйки".

Цель – выявить уровень развития коммуникативных умений, лежащих в основе общения у школьников 1 и 3 классов.

Учащимся были даны ситуации, которые предусматривали различные формы поведения в них. Результаты определялись методом качественного анализа выборов поведения и содержания ответов (Приложение 1).

Так при ответе на вопрос "Представь, что ты принес в школу альбом с календариками, которые ты собираешь, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят твоего класса увидев альбом, выхватил его из твоих рук и не отдает. Что ты ему скажешь?" учащиеся 1 класса в основном отвечали "Отдай мне альбом". Учащиеся 3 класса отвечали, в основном, развернутым предложением: "Отдай, пожалуйста, альбом, я потом и тебе дам посмотреть", "Ты, наверное, хочешь посмотреть альбом? Попроси, я дам тебе сам". Это самые положительные и правильные ответы, которые прозвучали у 6 третьеклассников. Остальные школьники дали ответы, свидетельствующие о несформированности умения строить общение в рамках этических правил. Учащиеся 1 класса предлагали " .подойти и отнять", "пожаловаться учителю", "сказать, чтобы положил быстро на место", "попросить вернуть, а если сам не захочет, сказать об этом учителю". Мы не ставили целью получение количественных данных и установления процентного соотношения, задача диагностики – выявление умения общаться, поэтому, обрабатывая данные, мы констатировали наличие факта деструктивного общения, наличие затруднений и нарушение правил общения. Это наблюдалось как в 1 классе, так и у третьеклассников.

Другим методом изучения особенностей общения младших школьников мы выбрали наблюдение. В процессе уроков и перемен мы наблюдали за поведением детей в общении, построением речевых конструкций и содержанием межличностного общения. Мы отмечали, что дети первого класса общаются, преимущественно на основе общности интересов, увлечений, не придерживаясь этических норм, таких, как обращение по имени, позиция "глаза-в-глаза", четкое изложение содержания, преобладание мимики и жестов, компенсирующих недостаток словарного запаса, эмоциональность, импульсивность, прерывание общения, если потерян интерес или нет удовлетворения потребности в информации или просьбе.

Третьеклассники, в большинстве, имеют устойчивые межличностные связи и более разнообразные контакты. Их общение носит социальный характер, основан на выполнении поручений, совместной деятельности, деловых контактах, однако, и среди школьников 3 класса наблюдались затруднения в общении, нестройность фраз, употребление слов – паразитов и ненормированной лексики.

Анализ полученных данных подтвердил предположение о том, что необходима специальная работа по обучению школьников общению.

Мы считаем, что необходима специальная программа по обучению общения младших школьников общению, где учащиеся приобретут необходимый уровень межличностного общения, овладеют нормами коммуникативной культуры.

Подробно о педагогике:

Этапы педагогической деятельности
М.В. Ломоносова. Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке. Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом. Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский универси ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
Поскольку основной контингент специальных дошкольных учреждений составляют дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня, то остановимся более подробно на характеристике этих детей. Третий уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-гр ...

Функции и основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения
Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понят ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru