Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников

Страница 2

Психическая активность – потребность нормального развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребёнка в познании самого себя.

Демократический стиль подразумевает полную включенность учителя в состояние класса и каждого отдельного ученика. Многочисленными исследованиями психологов и педагогов показано значение включения в содержание урока так называемых физкультминуток, движений под музыку. Понимание того, что дети должны быть дисциплинированными, и стремление быть дисциплинированными должно вознаграждаться правом ребёнка на отдых.

Императивный стиль дисциплинирует класса в плане подчинения внешнему установленному порядку, дети не разговаривают и сидят неподвижно.

Специальные исследования показали, что сам стиль общения, который свойственен учителю, определяет меру успешности ребёнка в учебной деятельности. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным ребёнком меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психологической активности ребёнка.

Демократический стиль несёт в себе призыв к сотрудничеству и познавательной активности. Нормативность, облечённая в привлекательную для ребёнка форму доверительного общения по поводу текущего учебного задания, организует его внимание, заставляет работать память и мышление.

Специальные исследование показали, что только демократический стиль создаёт условия для развития психической активности ребёнка.

Социальная активность ребёнка – развивается вместе с его психологической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод, что те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, не стремиться всегда быть первым на уроке, в игре нельзя воспитать в узком кругу семьи. Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми, со сверстниками. Неумение общаться в классе часто является причиной плохой успеваемости детей.

Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им советами. Особенно тонким и трудным делом является воспитание у ребенка умение правильно общаться со взрослыми. Именно в этой ситуации и играет огромную роль правильный выбор стиля общения учителя с учащимися, т.к. учитель является примером для младших школьников.

Исследования А.Е. Лагутиной показывают, что дети, лишённые близких взрослых, растущие в дефиците общения, не могут в полной мере пережить события собственной жизни [19,81]. Неразделённые никем, неосознанные и не пережитые жизненные ситуации не запоминаются вовсе.

Таким образом, в возрасте от 6 до 10 лет детям необходим взрослый организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать.

В этот период происходит становление личности ребёнка и общение со взрослыми является одним из важнейших условий развития коммуникативной культуры. В период от 6 до 10 лет ребёнок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социокультурным представителям.

Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления "врасти" в ту культуру, в которой он живёт.

Однако для становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребёнок довольно долго проявляет достаточно заметное между речевым и реальным поведением. Зная правила, не выполняя их, верно оценивая события и героев, ведёт себя импульсивно, порой непредсказуемо.

Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешение внутренних конфликтов. И потому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни. Для того, чтобы такие предпосылки сложились необходимо овладение "общей произвольностью своего поведения" (Л.С. Выгодский), соподчинение мотивов своих действий (А.Н. Леонтьев), а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Результаты формирующего эксперимента
После реализации программы формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, направленный на выявление динамики развития орфографических навыков у испытуемых контрольного и экспериментального классов. Исследование навыков осуществлялось с учетом тех же параметров и на основе тех же методик, ...

Организация учебного процесса в Морском Кадетском Корпусе
На момент создания 1752 году Морского кадетского корпуса штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались ...

Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи. Помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи. Для более полной характеристики особенностей нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru