знание основных положений, законов и методов естественных наук и математики; способность на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину Мира (ОНК-3);
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии (ОНК-4);
способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-5); и т. д.;
в) инструментальные компетенции (ИК):
понимание сущности и значения информации в развитии современного общества; знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-1);
свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначении, анализировать логику рассуждений и высказываний; владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ИК-2); и т. д.;
г) профессиональные компетенции (по видам деятельности):
научно-исследовательская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая; проектная и др.
Характеризуя структуру квалификационных требований, назовем основные компетенции, становление которых предполагается при освоении образовательной программы того или иного уровня:
собственно профессиональные компетенции — когнитивная компетенция, в основе которой лежат знания, и технологическая компетенция, проявляемая в умениях;
личностно-профессионалъные компетенции — социальная, коммуникативная и информационная.
В профессиональной компетентности условно выделяются ключевые, базовые и специальные компетентности.
Охарактеризуем обозначенные компетентности более подробно применительно к профессиональной деятельности учителя.
Ключевые — компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире.
Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования
- информации;
коммуникации, в том числе на иностранном языке;
социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).
Для профессиональной педагогической деятельности базовыми назовем компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования HI определенном этапе развития общества.
Базовые компетентности формируются посредством решения пяти групп профессиональных задач, о которых было сказано выше.
К первой группе задач — видеть ученика в предмете, выстраивать его индивидуальный образовательный маршрут могут быть отнесены следующие задачи:
уметь осуществлять педагогическую диагностику развития ребенка как личности и ученика, оценивать его индивидуальный опыт, который позволяет осваивать ребенку образовательную программу (учение, общение, творческая и социальная активность);
уметь анализировать систему взаимоотношений ребенка в классе, видеть динамику изменения этих взаимоотношений;
уметь диагностировать творческую и социальную активность ребенка, его учебную самостоятельность;
Подробно о педагогике:
Примерный тематический план занятий учебно-тренировочной группы
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Физическая культура и спорт в РФ Краткие сведения о строении и функциях организма Врачебный контроль, самоконтроль Меры предупреждения травм Гимнастическая терминология Общая и специаль ...
Методика обследования
Для постановки правильного диагноза и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а в дальнейшем определения направлений коррекционной работы, необходимо провести полное обследование речи и невербальных процессов дошкольников. Для изучения речи детей была выбрана методика обследования, п ...
Эмоционально-волевая готовность
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинает приобретать интеллектуальные чувс ...