Своеобразия речевой субкультуры

Страница 4

Большое влияние на лексикон школьников-подростков имеет реклама. Активно рекламируемые товары становятся источником метафорических ассоциаций: памперс – тряпка для стирания с доски, энерджайзер – учитель физкультуры. В ряде случаев мотив номинации содержится именно в рекламном тексте.

Названия кинофильмов, телепередач и их рубрик тоже находят достойное применение как номинативные жаргонные единицы: большая стирка – классный час, фактор страха – контрольная работа, пятый элемент – шпаргалка, очумелые ручки – учитель труда.

В школьном лексиконе я также встретила жаргонные единицы, схожие с обсценизмами и построенные по принципу языковой игры: блевотека, бляотека - библиотека.

Процесс заимствования сленгизмов из английского языка идет не так активно, как в 90-е годы ХХ века, но популярной стала языковая игра с иноязычным материалом. Чаще всего это деривация на базе иноязычных основ, дающая словообразовательные омонимы общеупотребительных слов: хомик – домашняя работа (от home work), скулить – учиться в школе (от school).

Использование созвучия для достижения комического эффекта является отличительной чертой современного подросткового жаргона.

Использование школьником-подростком в своей речи такого (или аналогичного – для иных референтных групп) набора речевых средств позволяет ему продемонстрировать свою принадлежность к данной референтной группе. Вот пример, согласно частоты их использования.

Общепродростковый сленг

Бабосы, ништяк, стебаться, кайф, расслабуха.

Жаргонизмы, связанные с учебой

Биологичка, физрук, литра, классуха, инфор, органайзер, художка, морилка.

Прозвища

Гном, хомяк, дылда, куница

Цитаты из культовых фильмов и книг

Текай, хлопцы; Надо, Федя, надо; Улыбаемся и машем; Моя прелесть!

Названия кинофильмов, телепередач

В Багдаде все спокойно; Фактор страха;

Дом 2; Поле чудес

Заимствования сленгизмов

Табль; ситдавить; клаймить; тича.

Я разговаривала со многими преподавателями об их отношении к употреблению нелитературной речи, ответ их однозначен – против. Однако, если задуматься, они ведь и сами употребляют жаргонизмы различного рода, даже на уроке среди детей. Особенно это касается молодых преподавателей. Они разговаривают с детьми на их жаргонизмах: клева, халаява, физра, литра и т.д. Дети как губка впитывают все это. Если они видят, что взрослые употребляют такую лексику, то понимают, что они тоже могут ее использовать в повседневной жизни. Отсюда можно извлечь одно из самых главных правил в борьбе с нелитературной лексикой – педагоги должны контролировать свою речь и по возможности пресекать жаргонизмы со стороны учеников.

Одна из педагогов поделилась опытом, что в качестве наказания за использование нелитературных словечек она давала ученикам доклад. Я считаю, что такие меры бесполезны. Необходимо ученикам показать, как можно выразить свои чувства и мысли без жаргонизмов. На уроках литературы необходимо разбирать чувства героев и наблюдать их речи и мысли. Все это может послужить примером. Однако, с другой стороны, надо рассматривать эту проблему глобальнее – пока наше телевидение не прекратит подобную речь, дети будут ее повторять. Необходимо ввести строгую цензуру, чтобы в передачах и различных фильмах звучала только литературная, служащая примером речь.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Содержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обучения проектированию одежды
Экспериментальной базой для выявления использования проектной деятельности являлась МОУ средняя общеобразовательная школа № 16. Во время практики были проведены уроки в 11 классах по разделу "Проектирование и изготовление одежды". Из предложенного банка проектов, учащиеся выбрали проект & ...

Активное и интерактивное обучение студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно пов ...

Орфографическая грамотность как часть языковой культуры
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru