Цель:
Выявление актуальных проблем ребенка при проживании в кровной семье и исследовании типа желаемых родителей.
Инструкция.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Предложите «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, что бы все ее члены были чем-то заняты», (прим. – для большей эффективности проведения теста целесообразно предложить ребенку нарисовать так же и желаемую семью). На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например, «Можешь рисовать, как хочешь».
Обработка результатов.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи на рисунке);
2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей);
3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, пауза)
4.
Симптомокомплексы КРС:
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Благоприятная семейная ситуация |
1 2 3 4 5 6 7 |
Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Адекватное расположение людей на листе |
Тревожность |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Штриховка Линия основания – пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей |
Конфликтность в семье |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Барьеры между фигурами Стирание отдкльных фигкр Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторов членов семьи Член семьи стоящий спиной |
Чуство неполноценности в в семейной ситуации |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит спиной |
Враждебность в семейной ситуации |
1 2 3 4 5 6 7 |
Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные почеркнутые |
Эффективность воспитательного потенциала обусловлена педагогическими, экономическими, демографическими, психологическими факторами. Наиболее полноценным общественным воспитанием является школьно-семейное воспитание. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.
Подробно о педагогике:
Методическая редукция учебного материала
Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его у ...
Педагогический аспект формируется в конце ХVIII – начале ХIХ в
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Он обосновал принципы работы с «тупоумными»: - посильность в обучении; - использование дидактических материалов; - сочетание умственного и физи ...
Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии ...