Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение.
Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Посредством искусства воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления.
Произведения искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В каждом значительном произведении искусства мы найдем глубокое содержание, воздействующее на нас, зрителей, благодаря выражению его в художественных образах. Обобщенное отражение жизни через типические явления - одна из главных черт художественного образа.
Вспомним картину художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция полотна направлена на передачу движения толпы, провожающей опальную боярыню, одержимую своей верой и не пожелавшую пойти на компромисс. Художник сумел показать единство людей, восхищенных боярыней, боготворящих ее. Центр картины - одержимое лицо боярыни Морозовой. Совсем иное содержание на картине художника А. Пластова «Сенокос»: радостный летний пейзаж с пронизанными солнечным теплом цветами, травами, березами. Остро чувствуется музыкальность, размеренность движений косарей, та полнота счастья, которую люди получают от любимого труда. Картина Н. Ломакина «Рыбаки Балтики» переносит нас в суровое северное море: огромные волны, вздыбленные холодным ветром. Грозной стихии художник противопоставляет мужество и храбрость рыбаков.
Да, все, что зритель испытывает от восприятия картины, оставляет глубокий след в его мыслях и чувствах, помогает ему правильно оценивать явления жизни.
Искусство пробуждает в человеке не только эстетические, но и нравственные чувства, способствует формированию нового, более высокого понимания явлений, которое может проявиться в его поступках, в поведении, в отношении к окружающим.
Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры - вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.
Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики. В этом плане весьма характерно полотно В. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: последние минуты жизни перед казнью, а по существу раскрыта эпоха в жизни народа. Или выбирает такое событие, когда особенно ярко выявляются человеческие характеры. Картина И. Репина «Не ждали». Ее содержание - возвращение ссыльного революционера: измученное лицо вошедшего, устремленная к нему фигура матери, радостная улыбка сына. Какая глубина человеческих чувств и отношений!
Иными средствами достигает выразительности скульптор. И здесь нельзя не сослаться на произведение Е. Вучетича «Воин- освободитель»: памятник советским воинам в Трептов - парке в Берлине наполнен жизнью и мужеством.
Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство - виды изобразительного искусства, отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами.
Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. По широте охвата жизни она занимает первое место. На холсте, на бумаге, на стене дома или дворца средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Цвет - главное средство живописи.
Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловливается интересами художников разных эпох ко всем сторонам жизни.
Картины, посвященные историческим событиям, изображающие жизнь и быт людей прошедших эпох, принадлежат к историческому жанру. В. Суриков, И. Репин, В. Серов обращались к изображению событий и образов русской истории.
Подробно о педагогике:
Понятие об основных и дополнительных формах существования языка
До возникновения письменности и литературы языки развиваются в их устно-разговорной форме; возникновение письменности и литературы вызывает появление второй формы языкового существования и развития – книжно-литературной; взаимодействие этих двух форм характеризует развитие языков нового времени, ск ...
Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенк ...
История возникновения школьной формы
В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый. В Смольном та ...