«А воля, а простор, природа,
прекрасные окрестности городка,
а эти душистые поля, а розовая
весна и золотистая осень разве
не были нашими воспитателями!»
К.Д. Ушинский
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется развитыми средствами. Одно из них – ознакомление с природой.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. [21]
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. [4]
Отсюда вытекает необходимость уделить особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении старших дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во-первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во-вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка. [3]
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой. Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач (усвоение знаний о названиях, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желании трудиться в природе, стремлении к созиданию. [10]
Пример воспитателя оказывает решающее влияние на воспитание у детей трудовых навыков. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. [4]
Подробно о педагогике:
Классификация методов обучения
Классификации методов обучения позволяют учителю оценить сходство и различие способов преподавания учебного материала и усвоение его учениками, что необходимо знать при выборе методов для решения конкретной дидактической задачи. В соответствии с различными признаками методов существует несколько их ...
Лингвистическая и психолингвистическая характеристики образно-выразительных
средств речи и проблема их формирования у дошкольников с ОНР
В настоящее время одним из актуальных аспектов обучения и воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с особенностями развития является формирование культуры речевого поведения как проявления общей культуры человека. Культура речи – это совокупность и система ее коммуникат ...
Содержание сотрудничества школы с родителями
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания ...