Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
Классификация методов обучения
Таблица 1.
методы |
проблемные |
традиционные | ||
постановка учебной проблемы |
побуждающий от проблемной ситуации диалог |
подводящий к теме диалог |
сообщение темы с мотивирующим приёмом |
сообщение темы |
поиска решения |
побуждающий к гипотезам диалог |
подводящий диалог от проблемы |
подводящий диалог без проблемы |
сообщение знания |
Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Далее рассмотрим проблемно-диалогические методы обучения:
1. Методы постановки учебной проблемы
Таблица 2.
Приемы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия |
Побуждение к формулированию проблемы |
1.Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. |
-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? |
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. |
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? | |
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. |
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог (см. Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Пример: Урок русского языка по теме "Правила переноса слов"
Анализ |
Учитель |
Ученики | |
Постановка проблемы |
Актуализация изученного |
-Прочитайте слова на доске? |
-Соль, Анна, майка, объявил |
-Объясните орфограммы |
Объясняют | ||
-Что это? (Читает загадку о березе) |
-Это береза! | ||
-Напишу слово "береза" на строке (продолжает запись). |
Наблюдают, что новое слово на строке не помещается. | ||
-Что же мне делать, ребята? |
-Надо перенести. | ||
-А что значит перенести? |
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. | ||
-Какой знак нам нужен? |
-Знак переноса. | ||
Задание на новый материал. |
-Помогите мне перенести слово "береза". Работайте в парах. |
Пары добавляют знак переноса в слово "береза" на своем листе. | |
Проверка задания. |
-Посмотрим, что вы предлагаете(фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). |
Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) | |
Побуждение к осознанию |
-Задание было одно? |
-Да | |
-А выполнили его как? |
-Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия) | ||
Побуждение к проблеме |
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? |
-Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы) | |
Тема |
-Верно. Тема урока сегодня "Правила переноса слов" (Фиксирует тему на доске). |
Подробно о педагогике:
Анализ динамики показателей физической подготовленности девушек за период
исследования
Исследование динамики физической подготовленности необходимая часть для коррекции учебного процесса, а также для совершенствования шкалы оценки физической подготовленности. Для определения физической подготовленности студенток использовалась батарея тестов, включающая восемь упражнений. Эти двигате ...
Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерн ...
Методы преподавания
иностранных языков для развития познавательного интереса
Методы обучения - способы упорядоченного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, направленные на достижение поставленных целей обучения. Методы обучения должны быть отражены общие дидактические положения, Требования закономерностей и принципов обучения. В то же время выбор и применение ...