Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Проблему обучения письму можно рассматривать с различных точек зрения: психологической, лингвистической и методической. (17, с. 8)
В первую очередь познакомимся с психологической точкой зрения на проблему обучения письму.
Прежде всего надо выяснить, в каких именно взаимных отношениях находятся друг с другом устная речь и речь письменная. Существует довольно распространенное мнение, что устная речь и письменная речь образуют два основных вида речи. При этом поясняется, что в устной речи непосредственно с мышлением человека объединяются звуковые комплексы слов, а в письменной речи мышление объединяется с графическими образами слов.
Все факты свидетельствуют о том, что человеческий язык является языком звуков, воспринимаемых на слух и воспроизводимых человеческим артикуляционным аппаратом. Отсюда следует, что устная речь не представляет собой обособленный, какой-то частный случай или вид речи, а образует основу, самую сущность взаимного общения людей посредством языка, и письменная речь поэтому вовсе не исключает и не заменяет собою речь устную, что, безусловно, имело бы место, если бы устная речь и речь письменная действительно представляли собой различные виды речи. Письменная речь есть ни что иное, как фиксированная особым образом устная речь. С помощью графических символов (букв) в письменной речи фиксируются звуки устной речи. (5, с. 99)
Именно поэтому устная речь без письменной может существовать, а письменная без устной существовать не может.
Отличия устной речи от письменной:
1. «Что написано пером, то не вырубишь топором».
Написанный текст, предъявленный читателям, уже не подлежит изменениям. К нему можно обращаться раз за разом, и его содержание будет неизменным. Читающий данный текст может сам выбирать стратегии и скорость чтения, перечитывать его, даже справляться о значении незнакомых слов в словаре и т. д.
Устный текст мимолетен. Говорящий, как правило, не повторяет сказанное дословно, а слушающий должен приспосабливаться к его манере речи и языку.
2. Насыщенность/плотность сообщения.
В устной речи автор может позволить себе определенную избыточность: повторы, паузы-хезитации, многочисленные отступления, иногда не столь необходимые, навеянные мгновенными ассоциациями, вводные слова и т. д.
Письменный текст более сжат, а отсюда и более плотен информативно.,
Попробуйте устно объяснить, как пользоваться вашей швейной машинкой или каким-либо электроинструментом. Сравните ваше устное описание с письменной инструкцией по использованию, где каждый шаг будет предельно четко и лаконично расписан.
3. Изолированность/оторванность.
Автор письменного текста работает автономно, далеко не всегда знает свою аудиторию, в то время как говорящий имеет непосредственный контакт с ней, мгновенно получает обратную связь и может по ходу корректировать свой текст.
4. Организация.
Письменный текст композиционно гораздо более структурирован и организован, поскольку автор имеет возможность его неоднократно редактировать в процессе создания до окончательного предъявления своим читателям. Устный текст спонтанен. Говорящий часто импровизирует, внося изменения, исправления, подчас теряя логику изложения и цельность речевого произведения.
Подробно о педагогике:
Современные инновации в сфере общего образования
Начиная с 1992 года, в России реформируется система общего образования. На сегодняшний день в данной сфере разворачивается несколько проектов изменений, наиболее широко распространенные из них: развивающее обучение, единый государственный экзамен (ЕГЭ), профильное обучение. Основателем того, что по ...
Наглядность, используемая на уроках немецкого языка
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаи ...
Виды, типы памяти и их особенности
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре "виды памяти - различные формы проявления мнемической деятельности". Они дифференцируются в соответствии с тремя ...